«Быстро, без паники и давки»: экстренные ситуации глазами молодого художника

20 апреля 2016, 17:43

14 апреля в Московском музее современного искусства открылась выставка молодой художницы и фильммейкера Алины Озеровой в рамках поддержки молодого искусства. Проект проводится совместно со Школой современного искусства «Свободные мастерские». В основу выставки положена рефлексия автора о форс-мажорных ситуациях и человеческой реакции на них. «365» побывал на данной выставке и выяснил, как экстренные ситуации могут стать основой для создания художественного проекта.

Выставка "Быстро, без давки и паники"

Выставка «Быстро, без давки и паники»

Выставка Алины Озеровой, молодого российского художника, базирующегося в Амстердаме, «Быстро, без паники и давки» — это, прежде всего, выставка камерная. Она занимает три совсем маленьких зала на первом этаже Московского музея современного искусства (того, что на Гоголевском бульваре). Низкие потолки и отсутствие климат-контроля, вследствие чего в залах царит страшная духота, видимо, призваны сразу же настроить посетителей на тревожную тональность выставки, а точнее — проекта, посвященного переосмыслению ритуалов и инструкций по экстренной мобилизации (тех самых, что касаются эвакуационных планов, аварийно-спасательного оборудования, противопожарной техники), а также анализу человеческого поведения в ситуациях форс-мажора. Что это означает на самом деле? В первом зале размещены два больших экрана с видео-инсталляциями, во втором зале — инсталляции из пожарного шланга, пожарных вёдер и бутылок с водой, а также видео «День», в последнем зале — снова видео-инсталляция «Миллиард разинутых пастей и ни одной головы».

Выставка "Быстро, без давки и паники"

Выставка «Быстро, без давки и паники»

Выставка "Быстро, без давки и паники"

Выставка «Быстро, без давки и паники»

Но обо всём по порядку. По словам Алины Озеровой, концепция выставки была написана еще в 2014 году, два года ушло на подготовку. Началось всё как раз с видео-инсталляции про миллиард разинутых пастей, хотя на самом деле она про бессвязные стрелки, обрывки из эвакуационных планов, сопровождаемые тревожным звуковым оформлением (очевидно, это тоже некие инструкции по эвакуации). Затем Алина, будучи специалистом в области социологии, решила изучить реакцию людей на экстремальные ситуации, так, как по словам художника, эта тема особенно актуальна в нашу эпоху техногенных катастроф и терактов.

Пожарный шланг. Выставка "Быстро, без давки и паники"

Пожарный шланг. Выставка «Быстро, без давки и паники»

Волей-неволей, каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался, как он себя поведёт в ситуации форс-мажора. Так появилось трёхканальное видео «День», снятое в Нидерландах при участии актёров-добровольцев, в котором прослеживается зацикленность пространства и времени. К нему добавились инсталляции из образующего причудливый узор пожарного шланга и разноцветных пожарных ведер-конусов, висящих на стене. Последние образуют композицию под названием «Иррациональное: предметы и способы», куда также входят бутылки с водой, стоящие у стены (по незнанию можно сначала подумать, что их кто-то принес с собой, чтобы утолить жажду, и не оценить произведение современного искусства). По словам Алины Озеровой, однажды в одном из музеев Петербурга ей бросился в глаза агрессивный дизайн противопожарного оборудования, соседствовавшего непосредственно с произведениями искусства, и это сподвигло ее на создание этих инсталляций.

13006716_1248201141920551_1058783070511132027_n

Выставка «Быстро, без давки и паники»

Таким образом, проект Алины Озеровой — это больше про социологию и психологию. Искусство здесь идёт дополнением, но никак не выступает на переднем плане. Хотя нельзя не согласиться с куратором выставки Дарьей Кувшинниковой в том, что Алина Озерова представила в ММОМА новый пластический образ, основным содержанием которого являются эмоциональные переживания. Но для того, чтобы оценить проект, нужно хорошо разбираться в инсталляциях и видео-арте. Непросвещенные же зрители просто рискуют не понять, в чём тут суть.

Выставка «Быстро, без паники и давки» открыта в ММОМА (Гоголевский б-р, 10) с 14 апреля по 15 мая 2016 года.

Текст: Александра Рогова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ