Кирилл Серебренников родился и вырос в городе Ростове-на-Дону, по словам режиссера, в типичной советской семье. Его мать учительница русского языка и литературы, а отец — врач-хирург. Дед закончил ВГИК, поэтому Серебренников называет себя потомственным кинематографистом.
За плечами — физико-математическая школа с золотой медалью. В ней он поставил свой первый спектакль — «Лионскую ткачиху» собственного сочинения. А в 1992 году с отличием закончил физический факультет Ростовского Государственного Университета. Не считая возможным жить без театра, Серебренников собирает студенческую труппу и делает несколько неоднозначных постановок. И в силу же неоднозначности пьесы так и остаются непонятыми в ростовском студенческом театре и вскоре запрещаются.
Далее – карьера на телевидении. Причина – быть хоть немного ближе к киноиндустрии. В 2006 году на канале ТВ-3 он ведет программу «Другое кино», а в 2007 — программу «Детали» на канале СТС.
Так и закончилась жизнь провинциальная и началась яркая столичная. Кирилл Серебренников ведет передачи, снимает рекламы, а в 1993 дебютирует в кино в качестве режиссера. Затем предстоит совсем непростая работа над постановкой «Пластилина» Василия Сигарева. И факты говорят сами за себя: до того как Серебренников взялся за пьесу, от нее успели отказаться восемь режиссеров. Но ведь и правда непростая задача – поставить пьесу о беззащитном 14-летнем мальчике, изнасилованном в детстве своей матерью. Но один все же нашелся, за имением внутренней искры и бесстрашия.
В 2010 году Кирилл Серебренников совершает очередной резонансный поступок – берется за пьесу о чиновничьем бесчинстве «Околоноля». Все бы ничего, но пьеса принадлежит авторству самого Владислава Суркова. Дальше развитие стандартное. Общественность возмущенно вопит: «Серебренников продался!» Во всех провокационных интервью Серебренников только разводит руками и повторяет: «Идите на спектакль и сами все увидите».
В августе 2012 года Кирилл Серебренников назначен новым художественным руководителем Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя. Он решил создать новую концепцию театра и переименовал его в «Гоголь-центр». А здесь начинается история, известная всем, – противостояние властей-ретроградов и их подхалимов и Серебренникова-экспериментатора. Были митинги, были бунты. Но «Гоголь-центр» выдержал проверку временем, а Серебренникову хватило сил, терпения и убеждения, чтобы остаться. Здесь нет париков и кринолинов. По словам художника, парик ничуть не выразительнее лысины. Цель – изобразить не их, а нас, показать дух времени и действительность во плоти. А самое главное – быть понятным и понятым.
В 2013 году Кирилл Серебренников начинает работу над фильмом «Чайковский». Но Минкульт выделяет для реализации проекта лишь 30 миллионов рублей из необходимых 240 миллионов, и режиссер решает искать спонсоров за рубежом. История выходит за грани финансирования и простирается до вопросов морали, да настолько далеко, что Министр культуры Владимир Мединский начинает целое расследование о сексуальной ориентации композитора. Договориться так и не удается, но Кирилл Серебренников с уверенностью заявляет: «Фильм будет. Я просто это знаю, и все».
В ряду наград Серебренникова «ТЭФИ» 1999 года в номинации «Режиссура», приз международного фестиваля в Карловых Варах 2005 года. Главный приз на «Кинотавре» и главный приз первого Римского международного кинофестиваля «Festa del Cinema» в 2006 году за «Изображая жертву», «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль малой формы» в 2012 году за спектакль «Отморозки» и главный приз Венецианского кинофестиваля за «Измену».
Бесстрашный, яркий и свободный. Он творит без оглядки, изобличая настоящее и делая прогнозы на будущее. Его либо любят, либо ненавидят. Но очевидно одно – у Серебренникова есть самое главное, что нужно художнику – талант, самобытность и искренность.
Текст: Анастасия Харламова