Бунтарь не без причины: Кириллу Серебренникову сегодня 46

7 сентября 2015, 17:13

Сегодня, 7 сентября, талантливому российскому режиссеру и художественному руководителю «Гоголь-центра» Кириллу Серебренникову исполняется 46 лет. «365» рассказывает любимым читателям характеризующие факты из жизни художника и объясняет, почему стоит идти в «Гоголь-центр» как можно скорее.

Кирилл Серебренников родился и вырос в городе Ростове-на-Дону, по словам режиссера, в типичной советской семье. Его мать учительница русского языка и литературы, а отец — врач-хирург. Дед закончил ВГИК, поэтому Серебренников называет себя потомственным кинематографистом.

За плечами — физико-математическая школа с золотой медалью. В ней он поставил свой первый спектакль — «Лионскую ткачиху» собственного сочинения. А в 1992 году с отличием закончил физический факультет Ростовского Государственного Университета. Не считая возможным жить без театра, Серебренников собирает студенческую труппу и делает несколько неоднозначных постановок. И в силу же неоднозначности пьесы так и остаются непонятыми в ростовском студенческом театре и вскоре запрещаются.

“Один из вариантов сохранить себя, не попадая под влияние общих истерических настроений, — заниматься любимым делом. Везде, где можно”

Далее – карьера на телевидении. Причина – быть хоть немного ближе к киноиндустрии. В 2006 году на канале ТВ-3 он ведет программу «Другое кино», а в 2007 — программу «Детали» на канале СТС.

«Я приехал в Москву, все нужно было начинать заново, с нуля. По Ростову же так не походишь, могут и в пятак дать — типа не по-пацански. А здесь — в столице — можно было и в дурацкой шубе появиться»

Так и закончилась жизнь провинциальная и началась яркая столичная. Кирилл Серебренников ведет передачи, снимает рекламы, а в 1993 дебютирует в кино в качестве режиссера. Затем предстоит совсем непростая работа над постановкой «Пластилина» Василия Сигарева. И факты говорят сами за себя: до того как Серебренников взялся за пьесу, от нее успели отказаться восемь режиссеров. Но ведь и правда непростая задача – поставить пьесу о беззащитном 14-летнем мальчике, изнасилованном в детстве своей матерью. Но один все же нашелся, за имением внутренней искры и бесстрашия.

“Если людям врать с такой интенсивностью, с какой врет телевидение сегодня, с ними точно должна произойти какая-то беда”

В 2010 году Кирилл Серебренников совершает очередной резонансный поступок – берется за пьесу о чиновничьем бесчинстве «Околоноля». Все бы ничего, но пьеса принадлежит авторству самого Владислава Суркова. Дальше развитие стандартное. Общественность возмущенно вопит: «Серебренников продался!» Во всех провокационных интервью Серебренников только разводит руками и повторяет: «Идите на спектакль и сами все увидите».

“Человеку должно быть хорошо, для этого надо работать. Никому не должно быть больно, никаких страданий, все должны быть влюблены и рады, хорошо обуты, одеты и вкусно накормлены”

В августе 2012 года Кирилл Серебренников назначен новым художественным руководителем Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя. Он решил создать новую концепцию театра и переименовал его в «Гоголь-центр». А здесь начинается история, известная всем, – противостояние властей-ретроградов и их подхалимов и Серебренникова-экспериментатора. Были митинги, были бунты. Но «Гоголь-центр» выдержал проверку временем, а Серебренникову хватило сил, терпения и убеждения, чтобы остаться. Здесь нет париков и кринолинов. По словам художника, парик ничуть не выразительнее лысины. Цель – изобразить не их, а нас, показать дух времени и действительность во плоти. А самое главное – быть понятным и понятым.

“В России ты поставил спектакль или снял фильм — и всегда ждешь удар плетью. Ты постоянно находишься в напряжении от ожидания чего-то неприятного. Шея под конец рабочего дня болит”

В 2013 году Кирилл Серебренников начинает работу над фильмом «Чайковский». Но Минкульт выделяет для реализации проекта лишь 30 миллионов рублей из необходимых 240 миллионов, и режиссер решает искать спонсоров за рубежом. История выходит за грани финансирования и простирается до вопросов морали, да настолько далеко, что Министр культуры Владимир Мединский начинает целое расследование о сексуальной ориентации композитора. Договориться так и не удается, но Кирилл Серебренников с уверенностью заявляет: «Фильм будет. Я просто это знаю, и все».

“Минкульт сегодня — это очень странное образование. Я его воспринимаю как что-то враждебное. Ты работаешь, что-то создаешь, а там сидят тролли, которые тебе все время мешают, издеваются над тобой, да еще за это и зарплату получают. Они не помогают тебе работать, а по мелочам гадят”

В ряду наград Серебренникова «ТЭФИ» 1999 года в номинации «Режиссура», приз международного фестиваля в Карловых Варах 2005 года. Главный приз на «Кинотавре» и главный приз первого Римского международного кинофестиваля «Festa del Cinema» в 2006 году за «Изображая жертву», «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль малой формы» в 2012 году за спектакль «Отморозки» и главный приз Венецианского кинофестиваля за «Измену».

“Я не представляю, что такое быть 45-летним. Мой реальный возраст кажется мне ошибкой, я чувствую себя намного моложе. Поэтому рассказать про кризис среднего возраста я ничего не могу. Думаю, он у меня еще впереди”

Бесстрашный, яркий и свободный. Он творит без оглядки, изобличая настоящее и делая прогнозы на будущее. Его либо любят, либо ненавидят. Но очевидно одно – у Серебренникова есть самое главное, что нужно художнику – талант, самобытность и искренность.

Текст: Анастасия Харламова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ