17-летний студент Джесси МакКейб создал петицию, призванную положить конец доминированию мужчин в классической музыке.
На вопрос «Кто ваш любимый композитор?», почти все назовут мужское имя. В музыкальные школах изучают творения Моцарта, Чайковского, Баха, Рахманинова, Штрауса, Бетховена, но не Клары Шуман, Фанни Гензель или Джони Митчелл. Разве женщины композиторы не считаются достойными для изучения?

Вольфганг Амадей Моцарт
Несмотря на очень многие заслуги женских авторов, их забывают и даже не знают имен. Женщины, как Барбара Строцци, итальянская певица и композитор эпохи Барокко 17-го века, у который было больше напечатанных работ, чем у любого из современников.

Барбара Строцци
Или Марианна фон Мартинес, композитор 18-го века, австрийская певица, пианистка, чьи работы были выполнены наряду с именами Моцарта и Гайдна. Например, Клара Шуман, немецкая пианистка, композитор и педагог, одна из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма. Их имена остались в тени.

Клара Шуман
Неужели 17-летний студент Джесси МакКейб хочет положить конец доминированию мужчин в классической музыке. На прошлой неделе, он создал петицию на change.org с просьбой Edexcel (одна из экзаменационных организаций Великобритании) учитывать тот факт, что из 63 установленных произведений, включенных в его учебный план, нет ни одной женщины. Это может показаться шокирующим, но Edexcel не одинока в своей предвзятости.
Из 27 композиторов, перечисленных в учебной дисциплине OCR (Oxford Cambridge and RSA Examinations), есть одна женщина, которая появляется в самом конце: Нора Джонс, американская джазовая певица и пианистка. И то Нора относится к современной классике. Также проблема распространяется и в экзаменах, установленных Объединенным советом Королевской школы музыки (ABRSM). Из 32 пьес для фортепиано 8 класса есть только одна женщина — Клара Шуман.

Нора Джонс
Edexcel дал ответ студенту: «женщины композиторы были не замечены в Западной классике. Было очень мало женщин композиторов, которые могли бы быть включены в учебный план A (спецификации уровня)».

Джони Митчелл
Взгляд Edexcel не разделяет и считает не разумным Клэр Лейтон, организатор серии концертов в Ливерпуле с участием только женских композиторов. Она говорит, что «это ужасно, что среди 63 композитора на учебной дисциплине уровня А нет ни одной женщины, если главной целью Edexcel является научить студентов традициям Западной классики, то нужно включать женщин в учебный план. Это правда, что женщины не были в те времена яркими примерами в истории. Но их заслуги не должны быть оставлены незамеченными. Студентам должны рассказывать о женщинах, чья музыка была великолепна».
А ведь есть женщины, которые внесли свой вклад в музыкальное искусство, просто сейчас о них забыли. В то время было, конечно, меньше женщин, но «Международная энциклопедия музыки и музыкантов», тем не менее имеет более чем 6000 записей о композиторах среди женщин. Считается, что первая известная женщина-композитор в западном смысле слова родилась в Византии более 1000 лет назад. Звали ее Кассия, и известна она как Кассия Константинопольская – поэтесса, монахиня, композитор.
Её гимн Марии Магдалины до сих пор исполняют в греческих православных церквях, а Фанни Гензель, более известна как сестра Феликса Мендельсона. Мендельсон опубликовал шесть работ сестры под своим именем. Когда он посещал королеву Викторию и попросил ее выбрать песню, которую он должен сыграть, она выбрала одну из работ Фанни.

Фанни Гензель
Все эти женщины были потеряны из-за смеси сексизма и практической реальности. Узнав о таких женщин, как Иоанна Кинкель, Фанни Гензель и Барбара Строцци студенты бы получили ценные уроки в истории состава, а также формирования канона. Edexcel объясняет причину исторической дискриминации женщин композиторов — неравенством. Хорошо, но тогда какой причиной является исключение Джони Митчелл? Где Кейт Буш? Где Бьорк?

Кейт Буш
Женщины в роли композиторов, исполнителей или, к примеру, меценатов наряду с мужчинами сыграли в развитии музыки в мире важную роль. И то что в списке Edexcel все мужчины, скорее всего, предполагает продолжение извечной проблемы, с которой сталкиваются и женщины-художницы, чьи работы были представлены как домашние декоративные мелочи, в отличие от производимых картин их современников — мужчин.
Текст: Марина Кадуцкая