Я быть хочу! Не после, не в веках,
Не наизусть, не дважды и не снова,
Не в анекдотах или в дневниках —
А только в самом полном смысле слова!
Ю. Мориц
Когда кто-то слышит имя поэтессы Юнны Мориц, то, конечно же, первым делом вспоминает мелодию из детства: «Под грустное мычание, под бодрое рычание…» Эти её знаменитые стихи «Большой секрет для маленькой компании», услышанные в далеком детстве, мы точно будем повторять не только своим детям, но и внукам.
Удивительный, сказочный мир Юнны Мориц, где-то даже сложный для восприятия ребенка — с букетами котов, композитором пирога, каретой причёсок, туманом в сметане – не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.
В поэзии Юнны Мориц широко представлен животный мир. Козлики, коровы, козы, дельфины и, конечно же, обожаемые кошки поэтессы: кошка-толстушка, малиновая и даже квакающая кошка. Все они добрые, ласковые и милые. Не могла обойтись Мориц и без очаровательных собак и щенков, у которых «расцветают в душе незабудки, в желудке играет кларнет», а сами они «цветочки нюхают и поют серенады» и работают почтальонами.
Интересно, что все герои стихов Юнны Петровны Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети. Герои в точности копируют их поведение: кувыркаются, забрасывают носки под шкаф, грустят, фантазируют, дурачатся, капризничают. В каждом стихотворении мы чувствуем безграничную любовь поэтессы к свои героям и к детям вообще. Поэтому-то герои милые и добродушные, озорные и весёлые, необычные и даже фантастические. В её поэзии действуют законы игры, смешного сна, весёлой путаницы, когда можно выдумывать всё, что угодно, фантазировать, сочинять небывалые слова, отправляться с героями в веселые путешествия. Неутомимая жажда сделать каждый день, каждую секунду праздником, извлечь все цвета, голоса, запахи заставляет Юнну Мориц создавать всё новых и новых героев.
У Юнны Мориц вы не найдёте назидания, поучения: капризничать и дурачиться имеет полное право каждый ребенок. По мнению Юнны Петровны, детей нужно воспитывать с любовью, иногда баловать, «их нужно освобождать от всех запретов, которые не наносят им и окружающим физический вред», а также ребёнок должен знать, что рано или поздно ему предстоит столкнуться с миром зла. Своим творчеством поэтесса, может быть, пытается оградить детей от этого мира, насколько это в принципе возможно.
Язык Мориц всегда естественен, лишён какого бы то ни было ложного пафоса. Ритмичные, а иногда явно абсурдные стихи Мориц не имеют возрастных ограничений. Удовольствие от их прочтения и море смеха гарантировано всем.
Но не стоит забывать, что, кроме детских стихов, она писала и взрослую литературу. У Юнны Мориц вышли книги «Лоза», «Суровой нитью», «При свете жизни», «Третий глаз», «Избранное», «Синий огонь», «На этом береге высоком», «В логове голоса», «Лицо», «Таким образом», «По закону — привет почтальону». Все они включали в себя элементы графики и живописи, которые, по словам поэтессы, не являются иллюстрациями: это такие стихи на особенном языке.
Но, конечно же, в сердце каждого из нас Юнна Мориц останется автором прекрасных стихов про «резинового ежика» и «большой секрет для маленькой компании». Её поэзия — особый мир, который нельзя выразить словами или подвести к неким стандартам. Все это было бы бесполезно и банально, так же, как банально перечислять темы, которым посвящены ее стихи: жизнь, смерть, любовь, творчество. Какой поэт об этом не пишет? Пишут многие. Но каждый — по-своему.
Текст: Марина Латышева