«Блуждающее время»: театральная физик

7 декабря 2014, 01:29

Журнал 365 познакомился с физическим театром: самым модным и почти самым древним видом искусства.

Физический театр: просто нет слов!

В двух словах, физический театр – это театр без монологов и реплик. Царство движения и жеста. Иногда игра актеров похожа на танец, иногда — на языческий ритуал. Разновидностей физического театра и в России, и по всему миру существует много, однако объединяет их одно: удивительный, с одной стороны простой и понятный, а другой — сложный и волнующий — язык тела.

Мода на физический театр приходит в Россию наплавом: первые эксперименты завоевали интерес зрителей и критиков еще в 60х годах. Потом наступили десятилетия затишья, но сегодня физический театр начал вновь громко заявлять о себе.
«Блуждающее время» — спектакль, который не понять умом.

 

1908310_10202118982602741_3082188516764167933_n (1)

На этой неделе в арт-центре «Винил» прошел спектакль Лидии Копиной «Блуждающее время». Хотя спектаклем это трудно назвать, на языке вертится либо модное слово «перфоманс», либо многозначительное «действо».

Магия начинается с первых минут и действует она неожиданно: мозг быстро отказывается понимать, что происходит на сцене и «передает пост» органам чувств. И вот тогда ты полностью погружаешься в происходящее на сцене.

«Одна из преимущественных особенностей нашего спектакля и восприятия физического театра вообще – это возможность зрителей самостоятельно интерпретировать происходящее и делать свои выводы. Каждый должен увидеть в наших образах свою историю и осмыслить её на своем уровне».

Время как наказание

10314738_10202118964962300_4360896202940671235_n

В легендах разных народов мира существует идея о бессмертии первых людей, которое оборвалось наказанием. Этим наказанием стало время. Причем человек потерял не только вечную жизнь, но и часть своей свободы. В спектакле соединились мотивы рождения и смерти, жизни и времени, борьбы человека и смирения.

«Здесь нет сюжета в привычном понимании этого слова. Мы рассказываем истории, транслируем образы и чувства, рассуждаем о волнующих нас вопросах,» — объясняет Лидия Копина.

Лидия Копина  много ездила с гастролями по всему миру и в разных странах отмечала свои особенности зрительского восприятия».. «Мы показывали свои спектакли не только в Европе, где зритель всё-таки наиболее близок к русскому, но и в Колумбии, Индии… И вот здесь реакции зала оказались совершенно непредсказуемыми: все образы и идеи они считывали совершенно иначе. В этом прелесть физического театра и одна из причин, почему мы этим занимаемся,» — делится своими мыслями и наблюдениями Лидия.

Физический и драматический театр: кто кого?

10374883_10202118966642342_7154690578471979553_n

Многие сторонятся современного искусства: понять, что происходит на сцене не всегда просто даже в спектаклях где актеры разговаривают.

«Физический театр многие воспринимают как эксперимент и модное новшество, забывая, что своими корнями он уходит к ритуальным танцам и обрядам. По сути своей, физический театр намного старше своего драматического собрата. И честнее, на мой взгляд. Здесь нельзя прикрыться  авторским текстом», — рассказывает Лидия. — Мы совершенствуем свой язык на репетициях-тренировка, которые нужны для поддержания тела в отличном состоянии. Иногда прямо во время занятий рождаются новые идеи. Но чаще они возникают из опыта, из жизни. Хотя порой даже снятся.»

Физический театр — тонкое удовольствие, которое не надо пытаться осмыслить — нужно чувствовать. Что мы и попытались сделать во время спектакля, и как оказалось совершенно не зря.

 

10299965_10202118966122329_8845313873342772190_n

 

Фото: Игорь Пичугин

Текст: Галина Заржецкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ