Блеск «золотого века» русского искусства на выставке «Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных. Избранное. 2000-2005»

1 февраля 2016, 21:10

29 января 2016 года двери Фонда культуры «Екатерина» на Кузнецком мосту, дом 21/5 открылись, чтобы пригласить жителей и гостей нашей столицы на выставку «Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных. Избранное. 2000-2005». Журнал «365» заглянул за ее кулисы до открытия и поспешил посвятить своих читателей в таинства русского искусства.

О Фонде

Екатерина и Владимир Семенихины – российские коллекционеры, которые уделяют внимание трём направлениям отечественного искусства.

Изначально их собрание формировалось из произведений академической школы России конца XVIII-начала XIX века в 1995 году. Русская классика привлекает основателей Фонда и по сей день, в связи с чем коллекция неизменно пополняется произведениями высокого качества. Следующим направлением, привлекающим коллекционеров, является творчество художников 1910-х годов, состоящих в группе «Бубновый валет». Данное направление также известно в культурной среде как «московский сезаннизм».  Неофициальное советское искусство 1960-1980 годов — третье направление, представленное в собрании Екатерины и Владимира Семенихиных.  Также с 2003 году в коллекцию начинают поступать художественные экспонаты с запада и современное искусство наших соотечественников.

Непосредственно сам Фонд культуры «Екатерина» начал свою деятельность с 2002 года, и лишь в 2007 году открылось выставочное  пространство.

О выставке

«Сейчас нам хотелось бы, с одной стороны, сделать акцент на истории формирования нашей коллекции, с другой – продолжить серию проектов о современном русском искусстве выставкой, которая посвящена совсем недавнему периоду – с 2000 года», — поясняют сами Екатерина и Владимир Семенихины.

И действительно, переходя из одного просторного зала в другой, посетитель может уловить вполне объяснимое сходство с организацией пространства на выставочных программах Фонда, посвященных истории современного отечественного искусства. В данные программы входили такие ранее реализованные проекты кураторов Фонда, как «Поле действия», «К вызову из СССР разрешено», « В поле зрения» и, наконец, «Реконструкция 1, 2», логике которой следует организация большей части сегодняшней выставки.

 

DSC_0162

 

Период с 2000 по 2010 год стало принято считать «золотым веком» российского современного искусства. Прогрессивность современного искусства, всевозможные направления для реализации новаторских идей, «Догнать и перегнать!»…Наверное, все эти влияния и оказали воздействие при принятии решения разделить все пространство выставки (в идеологическом смысле) на две пятилетки. Первая часть выставки включает в себя произведения, приобретенные в период 2000-2005 годов.

 

DSC_0164

О деталях

Итак, мы погружаемся во что-то неизведанное, но известное по всему миру; тихое в свое натуре, но с громкой репутацией; иногда легкое в исполнении, но тяжелое для осмысления; моментами отталкивающее, но от этого еще только более привлекающее внимание…

 

e_2oWfcUXK8

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Земля – чемпион! 2004

 

При входе на первый этаж нас встречает экспонат, автором которого является одна из важнейших фигур выставки– Александр  Косолапов.  Скандально известный художник и скульптор  виртуозно сопоставляет в своих работах философские, политические понятия и массово-культурные стереотипы. Так, например, в ряде его работ культовым фигурам и героям своего времени пристроена голова Микки Мауса – своеобразного мульт-символа  30-х годов. Вот и исторически значимых «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной Александр Косолапов изобразил с головами Голливудских Мышей. Вокруг работ Александра постоянно разворачиваются бурные скандалы: работа «Икра-икона» была уничтожена погромщиками-шаргуновцами на выставке «Осторожно, религия!», такая же участь постигла картину «Моя плоть» во время ярмарки «Арт Москва 2005». Но скульптура в Фонде культуры «Екатерина» стоит ровно, выглядит монументально, можно не беспокоиться… «365» проверил.

 

пр

Александр Косолапов. Микки и Минни, рабочий и колхозница. 2004-2005

 

Отдельная зона выделена для картин Эрика Булатова, занимающих в коллекции особое место. Его творчество относят к направлению «соц-арт», то есть американского поп-арта, но на материале советской идеологической продукции. Цель многих работ Эрика Буратова состоит выявлении абсурдности действительности, которая перенасыщена символикой советской пропаганды. «Многие в советское время считали, что настоящий художник не должен замечать грязи жизни, должен смотреть в вечность. Я был не согласен с этим. Искусство для меня было возможностью выскочить из социальной клетки, дорогой к свободе», — говорит сам автор.

 

159

Эрик Булатов. Странник. 1990–2003

 

В залах первого этажа также представлены работы художников старшего поколения — Олега Васильева, Владимира Янкилевского и других.

На втором этаже пространство организовано в соответствии с художественными галереями, из которых в коллекцию поступили работы. Так пространство Айдан-галереи является отправной точкой в маршруте по произведениям современных художников. Далее следуют XL и «Риджина». Центральная роль среди экспонатов галереи XL  отведена масштабной инсталляции авторства Олега Кулика. Художник метафорически изобразил образ героев «массовой культуры». Напряженное тело теннисистки, взметнувшееся в прыжке с ракеткой; агрессивное выражение лица с оскаленным ртом – все передает чрезмерное напряжение в момент последнего усилия при отражении очередной атаки. Руки и ноги спортсменки «украшены» огромными швами, подобными тем, которые пересекают теннисный мяч — в знак принесения ее жертвы на алтарь большого спорта.

DSC_0179

Олег Кулик. Теннисистка. Из серии «Музей природы». 2002

 

Галерея «Риджина» представила картину Павла Пепперштейна «Флаг в ландшафте», протяженностью почти на всю стену одного из залов второго этажа. Автор, являющийся также признанным писателем,  предпочитает утопии и старается «каждую секунду находиться в состоянии великого поражения». Павел в своем творчестве, естественно, идет в ногу со временем и придерживается всех актуальных тем от политического вседержавия до градостроительной политики и проблемы защиты окружающей среды от «цивилизации хищников».

 

DSC_0189

Павел Пепперштейн. Флаг в ландшафте. 2005

 

Еще одним представителем галереи является Сергей Братков, известный в России и на Украине художник. Он работает с фотографией, видео, скульптурой и перфомансах. Его работа Landing party представляет собой некую комплекцию стилей, проще сказать инсталляцию. Момент, запечатленный автором и представленный в виде фото-триптиха на подсвеченных экранах, красочно освещает его горячо любимую тему.

 

DSC_0188

Сергей Братков. Landing party. 2002

 

На третьем этаже в продолжение линии «Риджины» представлена центральная работа Сергея Шеховцова «Кинотеатр», которая представляла Россию на биеннале современного искусства в Сан-Паулу, Бразилия. Инсталляция представляет нам зрителей, реальность которых окутана неизвестными потёмками, изредка освещаемыми лучами, льющимися на них с экранов мониторов, телевизоров и кинотеатров. Необычен также выбор материала для создания произведения, а именно поролон. Здесь надо пояснить, что в начале своей творческой деятельности Сергей интересовался созданием красивых объектов из бросовых материалов.

 

_EW_NWkW0X4

Сергей Шеховцов. Из серии «Кинотеатр 2». 2004

Также нельзя обойти вниманием и инсталляцию Андрея Филиппова «Над пропастью во ржи», несмотря на то, что она укрыта от прямого взгляда зрителя в отдельном небольшом зале. Художник стал одним из лидеров нового поколения «московской концептуальной школы». В данной инсталляции, как и во многих работах автора, усматривается интерес к умозрительным конструкциям. Этот интерес совмещен с пристальным вниманием к деталям современной социальной реальности. Отражение этой реальности мы находим и в искаженном понимании шедевра русской классики «Рожь» кисти великого живописца Шишкина. Видим это и в метафорическом изображении застоявшихся, как вода в старом пруду, взглядов российского общества. Видим и в шаткости мостика, ведущего зрителя по этим застоявшимся взглядам к недосягаемой перспективе традиционной природы русского народа.

image

Андрей Филиппов. Над пропастью во ржи. 2004

Далее мы встречаем залы с работами галерей Марата Гельмана, VP-Studio, Е.К. Арт-Бюро, D-137 и Галереи Марины Нисич.

xU-yk3DJE2E

Василий Цыбалов. Прожорливые гуманоиды.

 

DSC_0192

Елена Елагина и Игорь Макаревич. Гриб №1 (Паган). 2003

О планах

Фонд культуры «Екатерина» прошел уже не малый путь в помощи к воскрешению и расцвету русского искусства. Но деятельность Фонда не ограничивается проведением выставок и пополнением коллекции. Также в планах стоит организация экскурсий, встреч и открытых дискуссий с участниками художественной жизни этого периода, художниками, галеристами и критиками. В этом году готовится к выходу издание, посвященное Олегу Целкову, а также каталог собрания с 1985 по 2015 год.

Текст: Дарья Зуева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ