Екатерина и Владимир Семенихины – российские коллекционеры, которые уделяют внимание трём направлениям отечественного искусства.
Изначально их собрание формировалось из произведений академической школы России конца XVIII-начала XIX века в 1995 году. Русская классика привлекает основателей Фонда и по сей день, в связи с чем коллекция неизменно пополняется произведениями высокого качества. Следующим направлением, привлекающим коллекционеров, является творчество художников 1910-х годов, состоящих в группе «Бубновый валет». Данное направление также известно в культурной среде как «московский сезаннизм». Неофициальное советское искусство 1960-1980 годов — третье направление, представленное в собрании Екатерины и Владимира Семенихиных. Также с 2003 году в коллекцию начинают поступать художественные экспонаты с запада и современное искусство наших соотечественников.
Непосредственно сам Фонд культуры «Екатерина» начал свою деятельность с 2002 года, и лишь в 2007 году открылось выставочное пространство.
«Сейчас нам хотелось бы, с одной стороны, сделать акцент на истории формирования нашей коллекции, с другой – продолжить серию проектов о современном русском искусстве выставкой, которая посвящена совсем недавнему периоду – с 2000 года», — поясняют сами Екатерина и Владимир Семенихины.
И действительно, переходя из одного просторного зала в другой, посетитель может уловить вполне объяснимое сходство с организацией пространства на выставочных программах Фонда, посвященных истории современного отечественного искусства. В данные программы входили такие ранее реализованные проекты кураторов Фонда, как «Поле действия», «К вызову из СССР разрешено», « В поле зрения» и, наконец, «Реконструкция 1, 2», логике которой следует организация большей части сегодняшней выставки.
Период с 2000 по 2010 год стало принято считать «золотым веком» российского современного искусства. Прогрессивность современного искусства, всевозможные направления для реализации новаторских идей, «Догнать и перегнать!»…Наверное, все эти влияния и оказали воздействие при принятии решения разделить все пространство выставки (в идеологическом смысле) на две пятилетки. Первая часть выставки включает в себя произведения, приобретенные в период 2000-2005 годов.
Итак, мы погружаемся во что-то неизведанное, но известное по всему миру; тихое в свое натуре, но с громкой репутацией; иногда легкое в исполнении, но тяжелое для осмысления; моментами отталкивающее, но от этого еще только более привлекающее внимание…
При входе на первый этаж нас встречает экспонат, автором которого является одна из важнейших фигур выставки– Александр Косолапов. Скандально известный художник и скульптор виртуозно сопоставляет в своих работах философские, политические понятия и массово-культурные стереотипы. Так, например, в ряде его работ культовым фигурам и героям своего времени пристроена голова Микки Мауса – своеобразного мульт-символа 30-х годов. Вот и исторически значимых «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной Александр Косолапов изобразил с головами Голливудских Мышей. Вокруг работ Александра постоянно разворачиваются бурные скандалы: работа «Икра-икона» была уничтожена погромщиками-шаргуновцами на выставке «Осторожно, религия!», такая же участь постигла картину «Моя плоть» во время ярмарки «Арт Москва 2005». Но скульптура в Фонде культуры «Екатерина» стоит ровно, выглядит монументально, можно не беспокоиться… «365» проверил.
Отдельная зона выделена для картин Эрика Булатова, занимающих в коллекции особое место. Его творчество относят к направлению «соц-арт», то есть американского поп-арта, но на материале советской идеологической продукции. Цель многих работ Эрика Буратова состоит выявлении абсурдности действительности, которая перенасыщена символикой советской пропаганды. «Многие в советское время считали, что настоящий художник не должен замечать грязи жизни, должен смотреть в вечность. Я был не согласен с этим. Искусство для меня было возможностью выскочить из социальной клетки, дорогой к свободе», — говорит сам автор.
В залах первого этажа также представлены работы художников старшего поколения — Олега Васильева, Владимира Янкилевского и других.
На втором этаже пространство организовано в соответствии с художественными галереями, из которых в коллекцию поступили работы. Так пространство Айдан-галереи является отправной точкой в маршруте по произведениям современных художников. Далее следуют XL и «Риджина». Центральная роль среди экспонатов галереи XL отведена масштабной инсталляции авторства Олега Кулика. Художник метафорически изобразил образ героев «массовой культуры». Напряженное тело теннисистки, взметнувшееся в прыжке с ракеткой; агрессивное выражение лица с оскаленным ртом – все передает чрезмерное напряжение в момент последнего усилия при отражении очередной атаки. Руки и ноги спортсменки «украшены» огромными швами, подобными тем, которые пересекают теннисный мяч — в знак принесения ее жертвы на алтарь большого спорта.
Галерея «Риджина» представила картину Павла Пепперштейна «Флаг в ландшафте», протяженностью почти на всю стену одного из залов второго этажа. Автор, являющийся также признанным писателем, предпочитает утопии и старается «каждую секунду находиться в состоянии великого поражения». Павел в своем творчестве, естественно, идет в ногу со временем и придерживается всех актуальных тем от политического вседержавия до градостроительной политики и проблемы защиты окружающей среды от «цивилизации хищников».
Еще одним представителем галереи является Сергей Братков, известный в России и на Украине художник. Он работает с фотографией, видео, скульптурой и перфомансах. Его работа Landing party представляет собой некую комплекцию стилей, проще сказать инсталляцию. Момент, запечатленный автором и представленный в виде фото-триптиха на подсвеченных экранах, красочно освещает его горячо любимую тему.
На третьем этаже в продолжение линии «Риджины» представлена центральная работа Сергея Шеховцова «Кинотеатр», которая представляла Россию на биеннале современного искусства в Сан-Паулу, Бразилия. Инсталляция представляет нам зрителей, реальность которых окутана неизвестными потёмками, изредка освещаемыми лучами, льющимися на них с экранов мониторов, телевизоров и кинотеатров. Необычен также выбор материала для создания произведения, а именно поролон. Здесь надо пояснить, что в начале своей творческой деятельности Сергей интересовался созданием красивых объектов из бросовых материалов.
Также нельзя обойти вниманием и инсталляцию Андрея Филиппова «Над пропастью во ржи», несмотря на то, что она укрыта от прямого взгляда зрителя в отдельном небольшом зале. Художник стал одним из лидеров нового поколения «московской концептуальной школы». В данной инсталляции, как и во многих работах автора, усматривается интерес к умозрительным конструкциям. Этот интерес совмещен с пристальным вниманием к деталям современной социальной реальности. Отражение этой реальности мы находим и в искаженном понимании шедевра русской классики «Рожь» кисти великого живописца Шишкина. Видим это и в метафорическом изображении застоявшихся, как вода в старом пруду, взглядов российского общества. Видим и в шаткости мостика, ведущего зрителя по этим застоявшимся взглядам к недосягаемой перспективе традиционной природы русского народа.
Далее мы встречаем залы с работами галерей Марата Гельмана, VP-Studio, Е.К. Арт-Бюро, D-137 и Галереи Марины Нисич.
Фонд культуры «Екатерина» прошел уже не малый путь в помощи к воскрешению и расцвету русского искусства. Но деятельность Фонда не ограничивается проведением выставок и пополнением коллекции. Также в планах стоит организация экскурсий, встреч и открытых дискуссий с участниками художественной жизни этого периода, художниками, галеристами и критиками. В этом году готовится к выходу издание, посвященное Олегу Целкову, а также каталог собрания с 1985 по 2015 год.
Текст: Дарья Зуева