Нужно ли современным художникам умение рисовать? Надо ли им создавать образы на холсте, бумаге или иных поверхностях «традиционным» методом, выражая свои мысли и идеи «вручную»? Или же это пережиток времени, а сейчас художникам более важен навык обращения с компьютерными программами? В постоянной рубрике Журнала «365» Екатерина Фролова пробует получить исчерпывающие ответы на эти вопросы.
Марат Гельман, галерист, основатель одной из первых частных галерей современного искусства в России Gallery Guelman, экс-директор пермского музея современного искусства PERMM, экс-заместитель генерального директора ОАО «Первый канал»; политтехнолог, один из создателей «Фонда эффективной политики», член Общественной палаты созыва 2010—2012:
Недавно я был на Art Basel Miami, это главная ярмарка современного искусства в США. Я заметил, что половина показанных работ были живописными, поэтому я считаю, что вопрос нужно немного скорректировать: «Почему сегодня художнику не обязательно уметь рисовать?» Чтобы понять сегодняшнюю ситуацию, я предлагаю образ воина. Его цель — убить. Когда-то для того, чтобы убить, нужно было быть очень сильным, потому что приходилось сражаться в рукопашном бое. Потом появилось холодное оружие, и сила еще нужна, но больше нужны ловкость и умение владеть мечом или ножом. Затем у воина появляется огнестрельное оружие и он может убить на расстоянии. Это оружие гораздо более эффективное и для достижения цели уже не обязательно иметь физическую силу, но важно быть метким. Когда появляется артиллерия, которая наводится на цель компьютером, то воину необходимо иметь, условно говоря, математические способности и так далее. Цель осталась одна, но менялся способ её достижения. В этой метафоре важно понять, что художник как воин. Художник создает образ или образный ряд — это его цель. Сегодня у художников существует множество разных способов создать некий образ, в том числе, весьма традиционный, живопись. Раньше она была «королевой», но сейчас она существует наравне со всеми другими способами. Я скажу по секрету, что большинство художников, которых сейчас хорошо понимают, изначально не понимали. Безусловно, есть массовое искусство, главная задача которого быть понятным для массового зрителя и нравится ему, но есть искусство, которое ставит перед собой другие профессиональные цели. На днях я был в музее в современного искусства в Чикаго и увидел, как на полу в кругу сидели дети лет 9-10 и рассказывали друг другу про работы современных художников. Это воспитание культуры понимания. Если же говорить о российской ситуации, то у нас в основном царствуют предубеждения. Это не столько необразованность, сколько шаблоны из учебников младших классов, где люди видели картинки, что есть искусство, а все остальное, как «по Ленину» — западное и упадническое. Для понимания современного искусства есть несколько разных подходов. Для людей, которые хотят начать понимать его, я бы посоветовал систему Фрейда. Он пытался толковать сны, а сон — это же не очень четкое послание, образ. Этот метод не для всего искусства подходит, но для начала, я бы рекомендовал людям именно этот подход.
Полина Железникова, арт-директор Art-Icon Gallery:
Современные художники пытаются в своих работах ответить на вопрос «что такое искусство», а их творения все чаще хочется отнести к визуальной философии. Произведения искусства стали результатом схождения двух точек: принятия, что любые материалы можно использовать для создания произведений искусства; а также широкого признания концептуализма: искусство как выражение «идеи». Если была бы возможность в промежутке между 1750 и 1930 годами попросить образованного человека описать поэзию, искусство или музыку —«красота» был был ответ. Красоте поклонялись как высшей художественной ценности. Затем на искусство XX века жаловались, что новое искусство некрасиво. Например, говорили, что искажения Пикассо —отвратительные нападения на классическую красоту человеческой фигуры, как помним, воспетую греками. В дальнейшем, снова и снова звучало, что модернизм «уродлив». Модернисты защищались, утверждая, что красота является поверхностной, буржуазной ценностью. Марсель Дюшан и его реди-мейд «Фонтан» в 1917 году провозгласил новую, «анти-эстетическую», эру. Это было крушением традиционалистических ценностей, вызовом устоявшемуся представлению о том, что такое искусство. Художники стали говорить о реальности модернизации, а не о морали, не о чем-то возвышенном и божественном – что и было характеристикой красоты до начала XX века. В этом новом искусстве содержалась претензия: признания истины, что мир не красив. В попытке понять произведения современного искусства, зритель часто применяет те же критерии, что и к уже хорошо знакомыми ему экземплярами традиционных жанров живописи и скульптуры. Зритель все чаще задается вопросом: «почему искусство должно быть так крайне некрасиво? Все это из желания быть авангардным, но ведь эстетика имеет базис в красоте, если произведение искусства не опирается на красоту, то художник ставит под сомнение существование самого искусства?» Современные произведения требуют более критического подхода. Понятие «красота» само по себе всегда было адаптивным и в эпоху глобализации и информационных средств его смысл как никогда спорный. В любом случае, красота в современном искусстве остается темой запутанной и не популярной. В мире сегодня существует неверное убеждение, что все современное искусство отвергает красоту. Но искусство может быть разным, сейчас почему-то забывают о том, что существуют и успешно творят большое количество прекрасных и талантливых живописцев, которые несут флаг эстетики. Просто это не так провокационно, не так популярно и поэтому не востребовано публикой.
Юлия Подольская, лауреат премии «Лучший молодой скульптор» на 150-й Юбилейной выставке в Шотландском Королевском институте изящных искусств и обладательница престижной британской награды в области скульптурного искусства Bronze Age Young Sculptor Award:
Я совершенно не считаю, что современным художникам не нужно уметь рисовать. Хорошая школа — это фундамент, на котором современный художник может строить свои теории. Проблема в другом: то, что раньше делалось как протест, как новый взгляд на привычные вещи, по моему мнению, изживает себя. Поэтому на выставках мы видим большое количество «объектов» и «картин», которые, как минимум, вызывают недоумение. Концепция в произведениях искусства очень важна, но невозможно постоянно использовать одни и те же приемы и действия, чтобы донести до зрителя очередную «гениальную» мысль художника. Современное искусство сейчас разделяется на два основных направления: первое уводит зрителя все дальше и дальше от эстетики и привычных норм восприятия, в философию, перфомансы и все прочее, второе же наоборот возвращает качественное, реалистическое искусство и выводит его на новый уровень. Например, такой гигант современного искусства как Metropolitan Museum недавно купил работу художника Craig Hanna, работающего в современном реалистическом жанре, — как по мне, это говорит о многом в плане того, в каком направлении будет дальше развиваться искусство.
Анастасия Курганская, редактор The Village
Очевидно, что мы живем в эпоху, когда существуют более эффектные методы передачи художественной идеи, нежели рисунок: медиа или акции. Важнейшая функция искусства сегодня — социальная, а для передачи идейной компоненты статичность и ограниченность материалов, которую предполагает живописное произведение, губительны. К тому же умение рисовать упало в цене, как известно, ещё с появлением фотографии, и далее лишь продолжало обесцениваться. Что, впрочем, не отменяет чувственности самого процесса рисования, это всё-таки романтизированное, совершенно медитативное действо — но если завтра рисунок как понятие прекратит своё существование, искусство, безусловно, продолжит своё развитие.
Рубрику подготовила Екатерина Фролова
Читайте также в рубрике Банальный вопрос:
ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛЬ ХОЧЕТ ВИДЕТЬ В ИСКУССТВЕ ТОЛЬКО ПРЕКРАСНОЕ?
ДЕЛАЕТ ЛИ ИСКУССТВО ЗРИТЕЛЯ УМНЕЕ?
ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ ИСКУССТВА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО?