Банальный вопрос: что было бы, если бы искусства не существовало?

27 ноября 2015, 14:25

В рубрике «Банальный вопрос» мы погружаемся вглубь, казалось бы, понятных истин, чтобы обнаружить в них новые смыслы. Мы продолжаем задавать себе и окружающим простые вопросы, чтобы исследовать и понять современную культуру.

В суете современной жизни нам часто не хватает времени, чтобы серьезно относиться ко многим важным вещам. К искусству у общества никогда не было однозначного отношения, но сегодня, когда часто приходится слышать о том, что искусство стало частью индустрии развлечений для богатых, мы хотели бы узнать, каким было бы наше общество без искусства. Екатерина Фролова задала экспертам культуры наивный вопрос: что было бы, если бы искусства не существовало?

 

Ирина Кулик, арт-критик, доктор литературоведения, преподаватель Института Проблем Современного Искусства (ИПСИ):

Я думаю, что это невозможно себе представить. Потребность в творчестве для человека является одной из базовых. Искусство определяет две, наверное, главных уникальных особенностей человечества как вида – потребность в вымысле и способность к нему и наличие коллективной памяти, причем памяти, затрагивающей нас эмоционально, даже если речь идет о событиях многовековой или многотысячелетней давности.

"Танец", худ. Анри Матисс

«Танец», худ. Анри Матисс

Ольга Турчина, искусствовед, старший научный сотрудник Московского музея современного искусства (ММСИ-MMОMA):

Возможно всё. Возможно, что на нашей планете вообще никогда не было бы жизни. А то, что невозможно — можно попробовать сконструировать. Но нужно ли?

Потребность в творчестве заложена в человеческой психике. Даже люди, далёкие от профессионального поля искусства, разговаривая по телефону или сидя на совещаниях, бессознательно выводят разнообразные узоры и формы на подвернувшихся под руку плоскостях. Так происходит эмоциональный выплеск, «чистка дымоходов», без которого любая деятельность парализуется. Существует раздел психологии, где изучается человеческая созидательная активность: процесс научных открытий, изобретений, создание произведений искусства. Всё это распространяется даже на решение вопросов обычной повседневной жизни. Собственно, вся жизнь представляет собой творческую эволюцию. Наука, искусство, политика, философия составляют единое поле для структурирования жизненного мира, разрозненного жизненного опыта. Искусство создает перцепты — новые поля видимости, новые способы восприятия реальности. И чем значительнее художник, тем больше видимое им поле зрения влияет на других художников, а потом становится частью массовой культуры. Произведение отделяется от своего автора и живёт самостоятельной жизнью, совмещая в себе мысли, чувства и ощущения времени, в котором оно было создано. Таким образом, искусство — это большое коммуникативное поле, где нет границ пространства и времени, где собеседниками могут быть Рембрандт, Ван Гог, Пикассо, Йозеф Бойс, Ив Кляйн… Искусство структурирует хаос, создавая коммуникативные перцепты. Жизнь — это хаос, где с бесконечной скоростью обнаруживаются и рассыпаются какие-либо наметившиеся было формы. Для каждого времени свойственны свои формы восприятия реальности, искусство служит той силой, которая позволяет ухватить и собрать их воедино. Благодаря искусству мы представляем самих себя, историю человечества во всевозможных её проявлениях и временных изменениях. Если бы не было искусства, мы не могли бы протянуть руку тому другому, который жил сто лет назад и кто будет жить после нас. Если бы не было искусства, мы не могли бы побывать в тысячах возможных миров, которые создали художники, мы не делали бы всевозможные открытия на пути к себе и к другому человеку. Искусство — это язык, на котором мы разговариваем. Искусству, в той или иной степени, всегда был свойственен эксперимент, проверка на прочность существующих границ, выявление внутренней противоречивости тех или иных явлений и событий. Искусство вскрывает «остаточные смыслы», обнаруживает те недопонятости и мыслительные стереотипы, клише эпохи, которые закрепляются в языке. Искусство нарушает границы, выводит сознание из логических тупиков, помогает проверить истинность тех утверждений, которые мы некритично воспринимаем как подлинные. Как раз выявить эти кажущиеся «неразрешимости», сделать их предметом тщательного анализа и является ценной способностью искусства. Не случайно искусство всегда обращалось к социальным темам, что во времена тоталитарных режимов, что в период современных геополитических конфликтов.

 

"Marilyn Diptych", худ. Энди Уорхол

«Marilyn Diptych», худ. Энди Уорхол

Екатерина Зуева, куратор выставочных проектов Центра фотографии имени Братьев Люмьер:

Искусство возникло одновременно с человеческим созиданием. Это важный инструмент, или, если хотите, «отрыжка» этого созидания. Впервые помыслив себя вне природы, противопоставив свою жизнь окружающему миру, человек создает наскальные живописи. Осознает мир реального и мир созданного им образа, может быть до конца еще их и не разделяя. Искусство не появилось из неоткуда и не существует само по себе. Оно всегда находилось в тесной связи в разные времена с разными аспектами человеческой мысли – религиозной, общественной, философской, социально-политической. Если бы искусства не было, человек был бы, конечно же, каким-то совсем иным существом, может быть, и не был бы человеком. Или бы существовали иные формы выражения человеческого созидания (если бы мы делали упор, скажем, на магию, или развили бы свои способности телепатии.—Прим. Зуевой), но ничто не мешало бы назвать тогда и их «искусством». Например, в современных практиках фотографии, из-за особенной технологичности этого медиа и широты его использования во все сферах жизни, вопрос о том, где начинается и заканчивается фотографическое искусство, поднимается постоянно, из десятилетия в десятилетие. И каждый раз границы искусства расширяются и трансформируются, подтверждая гибкость и сложность этого явления.

"Крик", худ. Эдвард Мунк

«Крик», худ. Эдвард Мунк

Даниил Ермаков, искусствовед Творческого Союза Художников России:

Вопрос для меня тождественен вопросу «Какой была бы наша жизнь без возможности мыслить?». Величайшее многообразие путей развития стало бы недоступно для человечества. Акт творения — это уникальный способ познания вселенной, а, соответственно, и себя. Это передача духовной энергии всем желающим её впитать через медиатор – художника и его творение. Феномен творчества позволяет художнику (и зрителю, потому что каждый зритель это со-творец.—Прим. Ермакова) на некоторое время выйти за пределы круга своих физиологических потребностей и ощутить связь с универсумом, открыть для себя новизну восприятия. Искусство — это импульс, дающий энергию для перемен и шанс вырваться из плена отупляющей обыденности. Большое разнообразие художественных форм сформировало уникальную картину мира, отражающую искания и чаяния человечества на протяжении всей своей истории. Среди них понятие эстетики, идеала и ультрасовременной «относительности ценностей». Но без искусства и возможности творить мы бы остались без этого опыта. Мир без искусства, как и мир без культуры, видится мне погруженным в самокопирование, этот мир подобен лабиринту без возможности из него выйти, где каждый обречен лишь на роль элемента социального механизма. Страшная ограниченность, упрощение, удешевление. Равнодушие.

"Сугроб", худ. Анна Омелик и Дарья Воробьева

«Сугроб», худ. Анна Омелик и Дарья Воробьева

Анна Кистанова, научный сотрудник Музея Мельниковых и Музея архитектуры имени А.В. Щусева, экскурсовод:

Ваш вопрос банальным назвать очень трудно, ибо ответ на него потянет, пожалуй, на целую книгу. Если ответить банально, то без искусства наша жизнь была бы серой и убогой, люди — безэмоциональными роботами, живущими в одинаковых серых жилищах и носящими одинаковые серые одежды. Смахивает на начало очередной антиутопии. Искусство — это неотъемлемая часть человеческой жизни и бытования, это ее отражение. С древних времен человек изображал окружающую действительность — будь то наскальная живопись, греческие килики или фотографии Эллиотта Эрвитта. Искусство заставляет человека чувствовать, испытывать эмоции. Искусство может быть сильным орудием государственной машины или церкви в определенные исторические периоды, а может наоборот высмеивать их. Продолжать можно бесконечно. Какая была бы наша жизнь без Парфенона, Пантеона, Сикстинской мадонны Рафаэля, Менин Веласкеса, Троицы Рублева… без Пушкина в конце концов! Правильно, серой и убогой. «Искусство спасет мир!» — эту фразу я люблю повторять на своих экскурсиях. Именно оно удерживает наш мир на плаву и не дает скатиться в бездну.

«Гала над Средиземным морем», худ. Сальвадор Дали

«Гала над Средиземным морем», худ. Сальвадор Дали

Влада Родионова, искусствовед, экс-сотрудник Музея Современного Искусства «Гараж»:

Я думаю, что искусство, во всем его широком смысле, не могло не существовать. По своей сути искусство — это образное отображение и осмысление окружающей нас действительности. Собственно, умение логически мыслить и осмыслять является одним из основополагающих признаков отличающих людей от животных. Принципы осмысления и отображения действительности зародились еще в первобытном обществе, являя собой неотъемлемый фактор развития и обучения нового поколения. С течением времени искусство осознало собственную самоценность, свою уникальную природу, в связи с чем оно и утвердило необходимость своего места в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Искусство создано людьми и для людей и при этом опирается на личный опыт или пережитые впечатления. Если бы у человека отсутствовало стремление к эстетике, тогда, может быть, искусства не существовало, но тогда и человека нельзя было бы назвать человеком.

"Авиньонские девицы", худ. Пабло Пикассо

«Авиньонские девицы», худ. Пабло Пикассо

Валерия Иванова, специалист научно-просветительской деятельности Геологического музея и экскурсовод Еврейского музея и центра толерантности:

Мы бы выглядели амебами с однообразной картинкой за окном. Собственно, и сейчас у многих такая жизнь — без искусства. Оно вроде в целом существует, но не для этих людей. С помощью искусства легче познавать мир, поэтому мы были бы глупыми и недоразвитыми. Но, конечно, это невозможно. Ведь вокруг нас — природа, а она самый первый и истинный художник. Как говорил де Сад: «Природа провоцирует нас на великие дела». И человек бы придумал что-нибудь взамен искусству, возможно, просто обозвал бы это по-другому.

худ. Илья и Эмилия Кабаковы

худ. Илья и Эмилия Кабаковы

Анастасия Рябова, художник, куратор, лауреат премии Кандинского-2011 и премии «Соратник»-2011:

Была бы нормальная дикая планета без всего этого человеческого поведения. Иногда мне кажется, что лучше бы оно не существовало, чтобы на самом деле быть. Ведь об искусстве можно только мечтать.

"Хиросима", худ. Ив Кляйн

«Хиросима», худ. Ив Кляйн

Виктория Васильева, писательница, автор романа «Книга жалоб и предложений» и сборника рассказов «Клуб анонимных наблюдателей»:

«Культура нужна, чтобы в подъездах не сильно гадили», — говорила одна моя знакомая пожилая леди. А если серьезно, искусство продвигает человечество вперед. Если бы люди не фантазировали о том, что хотят летать, человечество никогда бы не увидело самолетов. Пегасы, ковры-самолеты — все это предвестники инженерной мысли. Любое изобретение сначала появляется в виде фантазии. Еще одна важная функция искусства — обезболивающая. Мы можем получать радость и от таких простых вещей, как еда и солнечный свет, но только искусство способно затронуть нас действительно глубоко и окрасить в романтичные краски даже то, что заставляет нас страдать: разлуку, упадок сил, осознание неизбежности смерти. Душевная боль, воспетая в стихах, выплеснутая на холст или на страницы бумаги, помогает не только автору, но и его зрителям/слушателям/читателям смириться с проблемами и даже найти в них что-то прекрасное. Животные, у которых нет искусства, не меняют свой образ жизни тысячелетиями. Если бы искусства не существовало бы, то и мы бы никуда не двигались и до сих пор жили бы в первобытной общине. Но как знать, может, это и было бы полной гармонией с природой?

 

Рубрику подготовила Екатерина Фролова

Читайте также предыдущие выпуски рубрики «БАНАЛЬНЫЙ ВОПРОС»:

Делает ли искусство умнее?

Почему зритель хочет видеть в искусстве только прекрасное?

 

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ