Банальный вопрос: «365» изучает природу окультуривания

1 сентября 2015, 17:27

В рубрике «Банальный вопрос» мы погружаемся вглубь, казалось бы, понятных истин, чтобы обнаружить в них новые смыслы. Мы продолжаем задавать себе и окружающим простые вопросы, чтобы исследовать и понять сознание массовой современной культуры.

Снимок экрана 2015-09-01 в 4.08.00

В социальных сетях можно часто увидеть хэштег #окультурились/лась/лся под фотографиями с выставок, из ресторанов, музеев, исторических мест. Нам стало любопытно, какой смысл вкладывают люди в слово «окультуриться», имеет ли оно какой-то особый и более узкий смысл, чем «приобщились к культуре»? Эксперты в сфере искусства поделились с «365» своими наблюдениями за людьми, который посещают различные мероприятия и делают селфи, и мыслями о том, насколько поверхностно их «приобщение к культуре». Мы попытались разобраться, зачем «окультуриваться» «для галочки»

 

Катя Бочавар, художник и куратор

Я не против «окультуривания для галочки». Подлинный интерес к культуре порой рождается из таких посещений. Музеям, театрам и другим институтам культуры нужны потоки посетителей. Все эти пространства не заполнить только тонкими знатоками и ценителями. Почему посетитель зашел на то или иное мероприятие — это его личное дело, но заплатив за билет, он поддерживает существование заведений культуры, а это очень, очень важно, и спасибо ему за это. Пусть сфотографируется на память о хорошем поступке, к тому же фотографии на фоне произведений делают не только «культ-туристы», но и сами художники, кураторы и т.п. Само же выражение «окультуриться» принадлежит к разряду слов «артоживляж», «нетленка» и «духовка». Думаю, что вы понимаете, что это вульгаризация определенных понятий. Как к этому относиться? На каждый роток не накинешь платок. Даже выдавая такое выражение за шутку, произносящий очерчивает круг своих духовных, культурных и интеллектуальных интересов и возможностей. Можно пошутить в ответ, если вы ощущаете себя в одном кругу с этим человеком, можно просто сделать выводы.

 

Ксения Храбрых, режиссер

Окультуриться — это обезобразить лицо интеллектом.

 

Анастасия Клепова, журналист

Хэштег «окультурился» нужен, чтобы засвидетельствовать внезапное появление в своём рационе того, что переварить чуть сложнее, чем массовый продукт. Ты съел чего-то непонятного, но, наверное, крутого. В инстаграме фото с модной выставки играет роль сизой молекулярной гречки, не похожей на саму себя, в череде понятных картонных стаканов кофе и разноцветных пончиков. В чём смысл – хз, зато выглядит пафосно. Окультуриться – это занять место между быдлом и искусствоведом: да, я не умею взламывать сложнейшие коды языка искусства, но и не совсем я пропащий – стараюсь развиваться, видите? Беда в том, что хэштег снимает с человека обязанность написать хоть пару своих соображений об увиденном. Ведь постмодерн, бегущий от универсальных прочтений, учит нас выработке собственных интерпретаций, пусть непрофессиональных. Смыслов у произведения должно возникать столько же, сколько потребителей. Так что заменять свои мысли популярными хэштегами – плохо, а вот дополнять ими свои посты – почему нет. Лично меня хэштеги бесят, не пользуюсь.

Снимок экрана 2015-09-01 в 4.08.57

Александр Журавлев, куратор

Ничего не имею против того, чтобы люди окультуривались, делали селфи в музее или на выставках и ставили хэштеги. По-другому, наверное, никак. Хочется только, чтобы люди делали это регулярно, так как иногда кажется, что многие думают, что один раз в жизни побывать в Третьяковке — достаточно. Чтобы чувствовать себя культурным человеком надо окультуриваться постоянно. Представьте ситуацию: друг в Фейсбуке ставит четвертый раз за неделю хэштег #окультурились на своей страничке, и он действительно за эту неделю успел сходить на выставку, в кино, в театр и на балет. Он/она полноценно участвует в культурной жизни. В таком случае, неважно, какой хэштег стоит в публикации — я ставлю лайк.

 

Наталья Свекольникова, филолог

Насколько я знаю, слово «окультуриваться» — приобщаться к культуре. Но его употребление в современном контексте, особенно, как вы отмечаете, в качестве подписей под фотографиями с выставок и т.д., мне кажется чем-то схожим с устойчивым выражением «проходили в школе». Как проходили мимо Чехова, Достоевского и Толстого, так же и постояли рядом с Джокондой или Мадонной с цветком. К сожалению, «окультуренные» не становятся культурными, образованными, тонко чувствующими людьми. На мой взгляд, к культуре нельзя приобщиться, ее нужно впитывать, обонять и осязать, осмысливать и адаптировать внутри себя, взращивая свои собственные эстетические и моральные ценности. И этот интимный процесс бесконечен. Вряд ли человек, который посещает модные выставки для того, чтобы сделать селфи с пометкой «окультурилась», в действительности занят в этом процессе.

Снимок экрана 2015-09-01 в 4.08.28

Инна Чуркина, PR-консультант

Я не использую это слово, но оно звучит так, будто «сходить окультуриться» — это по-быстрому «вбросить» в себя хаотичную дозу культуры, которая на некоторое время поднимет уровень эрудиции человека. В общем, это не системный подход к изучению вопросов искусства.

 

Наталья Колесник, менеджер культурных проектов

Людям хочется быть частью элитного сообщества. Несмотря на то, что классовые различия с годами стираются, в российском обществе до сих пор очень сильны стереотипы и атрибуты их определяющие. Владение языками, учеба в университете, посещение театра — удел высшего общества. Не важно, насколько глубоко ты понимаешь, что само произведение искусства несет, если ты читаешь книги — значит, умный: ходишь в театр, слушаешь классику — ты интеллигент.

Я думаю, «окультуривание» — это стремление приобщиться к той самой элитарности, добавить себе социальных баллов. Кроме того, сейчас стало просто модным заниматься спортом, правильно питаться, «окультуриваться». Благодаря соцсетям и развитию технологий демонстрировать это становится еще проще. Поверхностность как раз и определяется теми самыми хэштегами и селфи. Когда человека что-то задевает и пробуждает в нем эмоции, толкает на рассуждение, он этим делится, а не просто ставит галочку «Моне видели, знаем, это картины такие».

Снимок экрана 2015-09-01 в 4.08.42

Анастасия Каменская, редактор отдела культуры Buro 24/7

Хочется думать, что даже в том случае, когда люди приходят посмотреть выставку ради публикации в Instagram, искусству они уделяют все-таки не меньше внимания, чем выбору фильтров. Наверное, среди побывавших этим летом на экспозициях в музее современного искусства «Гараж» было немало тех, кто поставил хэштег #окультурились. Но это ведь и неплохо. Кто-то из увидевших фотографии наверняка захотел разобраться, почему в музейном зале лежит огромное разноцветное дерево (речь идет об экспозиции Катарины Гроссе «Да нет почему позже». — Прим. Каменской.). Что касается тенденции в целом, мне кажется, что многие подписывают так снимки, чтобы не забывать о том, что в нашем мире всегда находится место и иронии.

 

Вероника Кандаурова, заместитель руководителя пресс-службы Московского музея современного искусства

Слово «окультуриться» изначально настраивает на негатив, то есть сразу ясно, что человек, который решил «окультуриться», с чем пришел, с тем же и уйдет. В лучшем случае останется фото на память. Поэтому я бы не использовала это слово, особенно, если процесс ознакомления с чем-то прошел успешно. К сожалению, тенденция такова, что фото, скажем, кумира в инстаграме, сделанное в каком-либо месте (от ресторана и музея до салона красоты и просто лавочки. — Прим. Кандауровой.), гарантирует этому месту проверенную популярность. Поэтому я как работник в сфере культуры радуюсь каждому посещению подобных персон. Я понимаю, что заумные тексты и гениальные объяснения ничто по сравнению с луком из must have местечка. И потом, если человек один раз «окультурился» и попробовал, например, есть салат не с майонезом, а с оливковым маслом, не факт, что в следующий раз он выберет второй вариант. Здесь уже вопрос индивидуальной культуры, которая, как известно, у каждого своя.

Снимок экрана 2015-09-01 в 4.10.59

Екатерина Крылова, куратор Центра современного искусства ЗАРЯ, Владивосток

Не могу представить, что применяю слово «окультурилась», и хочу видеть в этом хэштеге ноту восходящей самоиронии. Современное искусство – это пробуждение в акте со–творчества. Работа современного «идеального» зрителя – это тяжелый труд по «проживанию» фактов, образов и посланий художника в выставочном зале и еще более тяжелый – за кадром: чтобы угадать достойные внимания работы в потоке пошлых и поверхностных реплик, нужно долго учиться – очень много читать и смотреть, умножать свой опыт, анализировать идеи художников в сравнении с современной литературой, театром, кинематографом, архитектурой, философией, наукой и лентой новостей от независимых медиа. Это поиск вокруг и в себе, если сказать модно – непрерывное междисциплинарное исследование, которое по затратам времени и энергии, как правило, доступно только профессионалам (их секрет в понимании – оно того стоит! — Прим. Крыловой.). Попытки демонизировать и пристыдить тех, кто демонстративно «окультуривается», – это совсем неверный путь. Этот феномен – предсказуемый итог «рыночного» музея.

Сегодня маркетологи рекламируют выставки и лекции об искусстве, как бургеры – страстно и вкусно, расширяя потенциальный охват аудитории. Высокая проходимость позволяет окупить если не все, то хотя бы половину затрат на «продукт». Отсюда рост потока «окультуривающихся». Есть поток – есть бюджет на новый «бургер»: от конечного потребителя, от госструктур и от коммерческих спонсоров. Это внешняя причина. Внутренняя – в желании поднять самооценку: в массовом сознании цветет стереотип о приобщении к культуре как элитарному времяпрепровождению. Во всех сферах жизнедеятельности сегодня растет значение интеллекта – эти перемены ощущает даже самая неподготовленная аудитория, которая начинает «демонстрировать» образ жизни, якобы присущий интеллектуальной элите. Обычное явление моды. Сегодня престижно ходить на выставки, завтра будет популярно заниматься прогрессивным садоводством на даче – и социальные сети заполнят фото тыкв и флоксов.

Из 10 выставок, которые я посещала в Москве год назад, 8 оказывались разочарованием. Их не только смотрят, но делают «для галочки»: в выставочных текстах с аудиторией разговаривают либо заумно, либо неграмотно, экономят на работе куратора, архитектора и даже корректора. Но самое печальное – до 90% подобных выставок заполняет «наспех» сделанное под конкретную оплаченную спонсором тему, «искусство-наполнитель». Сегодня я хожу только на те самые 2 из 10, тщательно выбирая и готовясь. Зная цену хорошего искусства (а оно может перевернуть душу), не грех было собрать рюкзак и отправиться на выходные в Петербург на Фрэнсиса Бэкона.

 

Текст: Екатерина Фролова

 

Читайте также в рубрике «БАНАЛЬНЫЙ ВОПРОС»:
«Зачем ходить на выставки современного искусства?»

 Вам также может быть интересно:

ИНТЕРВЬЮ. Дарья Камышникова, куратор ММСИ-MMoMA: «Самая большая проблема массового зрителя — желание бездумно потреблять «красивое».

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ