Арт-проект «ZOO-ZOO» — открытое творческое пространство, сформированное современными художниками, которым не безразлична судьба нашей планеты. Как влияет и будет влиять вмешательство человека на биологическую жизнь Земли? Визуальные ответы на этот вопрос предлагают такие арт-группы, как: Группировка «ЗИП», Лаборатория городской фауны, PProfessors, М/Ж, Движение «Паразит», Медиа группа «TJ» и другие. Во время акции «Ночь музеев-2014» (17 мая), во дворе Дарвиновского музея выступят музыкальные группы с призывом спасти животных, находящихся под угрозой исчезновения.
За последнее десятилетие в нашей стране механизмы современного искусства внедряются во многие сферы культуры. Исключением не становится и познание мира животных. Примером тому – арт-проект «ZOO-ZOO» в Государственном Дарвиновском музее. Идею показа работ актуального искусства в этом естественнонаучном музее объясняет позиция его директора, Анны Клюкиной: «Поскольку музей – это пространство, где консервации подлежат экспонаты, а отнюдь не сознание…»
Арт-проект «ZOO-ZOO» позиционируется его организаторами как визуализация зоо-будущего в версии современного искусства. Пространство, в котором расположилась основная часть экспозиции, находится на крыше одного из зданий музея. Попав в него в весенний солнечный день, кажется, что ты зависаешь среди воздуха и света. Крыша – это в основном стекло, светлые стены с окнами без стёкол. И ты, такой одухотворённый, сначала видишь нарисованных творческой группировкой «ЗИП» дельфинов. Дельфинов много, у них есть своя история, похожая на нашу, человеческую: разные культурные времена, например, эпоха Возрождения, в которой они «Занимаются любовью к (с) друг другу», — как написано на одной из картин. Дельфины как люди. А может быть, люди как дельфины? С этим вопросом ты уже проходишь дальше по освещённому пространству арт-проекта. Идёшь мимо блестящей штуковины, похожей на трубу, из неё издаются какие-то странные звуки. Это оказывается «Крах Аризонской мечты», именно такое название дано арт-объекту художниками группы «БЛЮЧ».
А после – фотографии петухов, макеты блохи, человеческой вши, лобковой вши, увеличенные в миллионы раз. Это уже творчество движения «PARAZIT». Их кредо – «паразитировать» на арт пространствах. А рядом с «паразитическими» петухами – деревянные медведи. А потом – кошки и голуби в разных действиях, позах под названием «Экспансивные виды». Затем картонные макеты лисы, белого медведя и ещё пару животных. Они — с крестиками серебристыми на груди. Названы инсталляцией «Чтобы выжить». Они с крестиками как люди с крестиками? Или потому, что вымирают, поэтому с крестиками? Или может быть, люди как эти вымирающие животные?
Завершает экспозицию на крыше перфоманс сотрудников «Лаборатории оптимального пупария»: учёные в белых халатах изучают с пробирками и компьютерами психогеографическую реальность, пытаются ответить на вопрос: «Существует ли жизнь в матке бифилопупария?» Понаблюдать за их действом можно, обходя помещение лаборатории со всех сторон, заглядывая во множество его окон.
На улице, во дворе музея также расположились арт-объекты современного искусства: пингвины, странное пушистое существо с кошачьей сущностью: то ли тигр, то ли леопард, а может будущее дикой кошки. Подхожу к пингвинам, начинаю читать описание. Со спины подходит молодой человек и спрашивает, нравятся ли мне пингвины. Через паузу говорю, что «Да, пингвины мне нравятся». Затем догадываюсь: «А это ваши пингвины?» Да, это оказались его пингвины – пингвины художника Алексея Дьякова. И он рассказывает, что пингвин- это птица с крыльями, которая не умеет летать, единственная такая птица. И человек, тоже такой, он как бы и рождён для полёта, но «взлететь» ему трудно. Вот такое противоречие… «У ваших пингвинов мордочки как театральные маски», — говорю я. «Да, за прообраз я взял маски из комедии Дель Арте», — говорит он. И я вспоминаю фразу Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нём — актёры». И следую в лабиринт с полиэтиленовыми стенами. Художник желает мне не заблудиться там. А там, на полиэтилене – цитаты умных людей, философов о таких человеческих ценностях, как любовь, счастье. Блуждаю среди фраз и думаю, что человек как животное, а животное как человек. И такое сопоставление на арт-проекте «ZOO-ZOO» осуществляется не на уровне биологической природы, а на уровне уже некоторого духа.
Животные одухотворены в произведениях творческих групп и художников. А может быть, наоборот, механизированны? О том, как в форме современного искусства проявляется содержание этого искусства стоит, наверно, узнавать индивидуально. Потому что экспанаты данной выставки – это арт-объекты современного арт-проекта. В атмосфере всего происходящего присутствует ирония. Арт-объекты ироничны, но в тоже время и очень серьёзны. И вся эта серьёзность может восприниматься ещё с большей иронией. В общем, смотрите сами, что ещё сказать. Это же искусство, и к тому же – современное.