Арт-Наив-Парк: общественное пространство на окраине города

17 июля 2014, 20:40

Музею наивного искусства в Москве посчастливилось иметь статус уникального в масштабах страны явления, но не посчастливилось находиться в спальном районе Новогиреево. Однако сотрудникам, год назад имевшим “классический” набор проблем культурных площадок окраин и всего один выставочный зал, удалось найти оригинальные идеи для собственного развития, создать в районе Арт-Наив-Парк, выиграть грант на развитие этого проекта, поместить в музее антикафе и повесить рядом гамак. История о том, как, что, зачем и почему, – от первых лиц.

Музей гениального дилетантства

Шестнадцать лет назад на базе выставочного центра “Истоки”  усилиями его директора Владимира Ильича Грозина был создан музей, посвящённый творчеству непрофессиональных художников. Иначе говоря — наивов, ведь именно отсутствие профессионального художественного образования автора считается основным критерием понятия “наивное искусство”. В остальных аспектах — техника, стиль, тематика и прочие — художники поразительно разнятся. Не зная, как нужно “правильно” рисовать, они интуитивно находят свою выразительность, которая может шокировать или провоцировать на откровения, умилять или восхищать, но точно не оставит никого равнодушным.

КП-304. Ж-272 Чумаков

Наивного художника можно смело назвать дилетантом. “Нам звонят и говорят:  – Моя бабушка, оказывается, рисует, давайте я вам её приведу. – Ведите, конечно”, — рассказывает заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности Александра Володина одну из традиционных схем знакомства с новыми художниками. «Приносят чуть ли не куски обоев, на которых бабушка в углу тайком от всей семьи рисовала. И оказывается, что это всё очень интересно, и есть в этом некая детская неприкрытая наивность, а с другой стороны это близко к экспрессионистским практикам. И удивительно, что эта бабушка никогда ни с какими экспрессионистами не сталкивалась, а приёмы как-то интуитивно  были ею найдены похожие, во всяком случае ничем не хуже…”

«Моя бабушка, оказывается, рисует, давайте я вам её приведу»

С другой стороны, далеко не каждого рисующего дилетанта можно назвать художником. В работах художников «по призванию» есть два компонента: мастерство и какой-либо удивительный жизненный опыт, история, после которой человек взял в руки краски. В действительности, именно эти истории, воплощённые в творчестве,  и “цепляют” посетителя, заставляя запомнить картину, и прийти ещё раз.

"Сестры" Капитолины Бодуновой

«Сестры» Капитолины Бодуновой

Найти среди множества дилетантов настоящего мастера — искусство. Александра Володина вспоминает историю художницы Капиталины Бодуновой, на которую музей вышел практически случайно, после чего в срочном порядке привёз её в Москву и подвинул весь свой график чтобы сделать её выставку. 29-летняя Капиталина родилась в Уругвае в русской старообрядческой общине, никогда не видела Россию, но много читала о ней в старинных книгах, хранящихся в общине. Она фантазировала, как могут выглядеть  русские природа, традиции и образы, которые девушка никогда не видела “в оригинале”, но которые, тем не менее, составляют часть её культуры, и изображала свои фантазии в картинах. А ещё рисовала местные пейзажи и, в отличие от остальных членов общины, общалась с местным населением. Благодаря этому на неё и вышло посольство, а потом и музей.

«На открытие своей выставки Капиталина приехала в традиционной для общины одежде: сарафане и кокошнике. На прекрасном старинном говоре она старалась рассказать посетителям о том, как она живёт, откуда достаёт краски, как вышивает и тому подобное, и, конечно, задавала вопросы зрителям, хоть половину современных слов и понимала с трудом. Выставка пользовалась солидной популярностью, и мы были по-настоящему счастливы, что случай свёл нас с такой самобытной художницей».

Техника сидения на двух стульях

Музей наивного искусства – уникальная организация в масштабах России, к тому же в своей выставочной и фестивальной деятельности он взаимодействует с художниками по всему миру. Кажется, при таком статусе только и успевай продавать входные билеты, однако в эти радужные перспективы вмешивается географическое положение. Музей находится в районе Новогиреево, на окраине Москвы, и в этом плане он оказывается в одном ряду с прочими райоными выставочными залами и галереями, разделяя часть их проблем. Например, проблему посещаемости. По данным Московского института социально-культурных программ, самые активные потребители городского пространства (в основном, студенты) используют всего 3% территории города, и как правило это центр. Другой опрос института показывает, что в пределах своего района предпочитают проводить время лишь 7,6 % москвичей. Горожане довольно часто не считают культурные площадки своих районов достойными внимания и предпочитают им отдых в центре города, и эту тенденцию музей также ощущал на себе.

«Люди, которые с удовольствием читают и лайкают наш Фейсбук, из своего Алтуфьего доезжают к нам в лучшем случае раз в полгода»

“Мы далеко от центра, поэтому люди, которые с удовольствием читают и лайкают наш Фейсбук, из своего Алтуфьего доезжают к нам в лучшем случае раз в полгода. Однако нельзя сказать, что в районе Новогиреево сейчас действуют какие-то очень яркие музейные, галерейные, выставочные точки — поэтому есть объём людей, которых мы можем заинтересовать и занять. Но тут и у нас, и у других окраинных музеев встаёт вопрос работы с разными аудиториями, нужно усидеть на двух стульях. С одной стороны, сохранить нашу специфику, быть интересными для знающих людей “в теме”, иностранных туристов, людей из других городов и районов Москвы. А с другой, стать чем-то вроде культурного центра района, куда человек может просто прийти и отдохнуть в комфортной обстановке, посидеть, с кем-то пообщаться, и заодно посмотреть на картины. Или не посмотреть, в этом тоже ничего плохого. Три раза человек придёт просто так, на четвёртый может быть присмотрится”, — рассказывает Александра Володина.

Итак, перед сотрудниками стояла задача изменить музей, стать открытыми для любого жителя района, независимо от его отношения к наивному искусству, при этом не потеряв профессиональное “лицо” и уровень. Но для воплощения этой идеи не хватало выставочных площадей: в распоряжении музея был всего один зал, не было своего места для хранения картин, а выездные выставки кардинально ситуацию не улучшали.

Решение этих проблем было найдено год назад, причём в буквальном смысле слова «в соседних кустах».

От кустов до Арт-Наив-Парка

Новые выставочные пространства решили разместить прямо под открытым небом. К зданию музея прилегала небольшая парковая зона с тремя скучными скамейками и одной тропинкой.  Сотрудники решили, что территории вполне хватило бы для установки стендов и создания открытого общественного пространства, и объявили конкурс на разработку концепции Арт-Наив-Парка.

проект арт-наив-сквера

Участникам дали два обязательных условия. Первое – придумать интересные и удобные выставочные стенды. А второе условие “выросло” из истории района: раньше здесь был дачный посёлок Новое Гиреево, причём дачи были дорогие, имели массу удобств, в том числе в районе была собственная конка. Новогиреевская конка считается первым в России общественный транспортом пригородного местного сообщения. Она была привезена из Англии и проложена в 1906 году, использовалась только жителями района, а проходила она как раз по нынешней Союзной улице, мимо здания музея, которое тогда было частной дачей (к слову, это единственное сохранившееся здание начала ХХ века в районе). Эта страница истории показалась создателям Арт-Наив-Парка настолько интересной, что они решили вторым требованием конкурса сделать создание павильона, обыгрывающего образ конки, и скульптур “коников”.

Победителем конкурса стал студент МГХПА им. С.Г. Строганова Пётр Козлов. Выбор этого проекта в музее объясняют так: “Красный цвет сачала вызвал много споров, но нам показалось, что в целом проект достаточно яркий и универсальный. Выставочные пространства простые, ничем не перегруженные, и картины в них не будут теряться. Парк заметен прохожим с улицы, но при этом остаётся достаточно ровным фоном и для картин, и для наших мероприятий. Ведь, например, Праздник Масленицы и Ночь музеев выдержаны в разных тональностях, и площадка будет всегда по-разному обыгрываться”.

Стихи с крыши и наив под липами

Арт-Наив-Парк вышел небольшим по размеру, но вместил несколько типов пространств. От главного входа в музей до дальнего выхода из парка проложена асфальтированная дорожка, по обеим сторонам которой стоят выставочные стенды, подсвечивающиеся по вечерам. По бокам стоят скамейки, а завершается выставочная часть четырьмя стендами, сгруппированными вокруг небольшой зеленой зоны. Эта часть парка рассчитана на то, что люди могут совершенно свободно зайти сюда, присесть почитать, поболтать и отдохнуть, тем самым ненавязчиво (к тому же бесплатно) приобщившись к современному наивному искусству. Экспозиция меняется примерно раз в месяц,  и многие завсегдатаи парка действительно приходят с целью посмотреть и обсудить новые картины. Кто-то, наоборот, заглядывает случайно и смотрит на картины с недоверием, замечая что “я тоже так могу нарисовать”. А кто-то приходит просто почитать книжку или пообщаться друг с другом, сидя на скамейке. Аудитория парка весьма разношерстна, сюда заглядывают представители едва ли не всех возрастных и социальных слоёв населения Новогиреево.

«Наша эволюция до общественного пространства направлена на то, чтобы заявить о нас как о музее, который следит за общегородскими тенденциями”

“Мы запускали и на площадке музея, и по своим знакомым маленькие соцопросы, чтобы узнать, что могло бы мотивировать посетителей, – особенно молодёжь, – провести вечер не в центре города,  а в своём районе, что могло бы привлечь их в музей», — объясняет Александра Володина. «Многие говорили, что сейчас появилось много антикафе, коворкингов и обустроенных сквериков, но, по большей части, они собраны в центре, и было бы здорово иметь такое место в районе: сесть на скамеечку с кофе, книжкой или ноутбуком и заодно посмотреть картины. И эта наша эволюция до общественного пространства как раз направлена на то, чтобы привлечь аудиторию и заявить о нас как о музее, который следит за общегородскими тенденциями”. 

выставочные стенды 3

Действительно, здесь есть большой выбор территорий для работы и отдыха: скамейки, столики, несколько качелей, гамак и  двухэтажный павильон, стилизованный под конку, ставший вторым по значению акцентом парка. На первом этаже сделан крытый павильон для мастер-классов и занятий. Здесь лежат краски, цветные камушки, стоят небольшие доски, можно в любой день прийти и заняться творчеством. Так как в районе много школ, Арт-Наив-Парк создавали с рассчётом в том числе и на детскую аудиторию, для которой павильон станет местом для игр,  а конки — подобием детской площадки.  “Мама, смотри какой большой трамвай, я хочу на него залезть!” — традиционная реакция маленьких детей при входе в Арт-Наив-Парк.

На крышу конки ведут две винтовые лестницы, и она используется как сцена. В Ночь музеев на ней устраивали поэтический концерт-перформанс, и музыканты иногда обращаются в музей с предложением отыграть акустический концерт “на крыше”. 

По словам сотрудников, новый парк, помимо основных своих задач расширения пространства и создания открытой площадки для жителей района, выполнил ещё одну важную функцию: аудитория музея расширилась, и в ней увеличилась доля молодёжи. Осталось завершить оргмоменты с вайфаем — и может получиться что-то вроде коворкинга.

Антикафе в музее и украшение бульвара

Несколько месяцев назад к Музею наивного искусства был присоединён Выставочный зал “АРТ-Измайлово”. И это событие сотрудники музея тоже использовали для улучшения городского пространства и увеличения своей популярности.

мероприятие-2

Среди сильных сторон новой площадки была близость к метро и большая площадь, среди слабых – незаметность с улицы и крайне низкая посещаемость. Первую проблему удалось решить методом, частичнно отработанным в Арт-Наив-Парке. Этой весной музей выиграл грант на создание Арт-Наив-Сквера. Сотрудники предположили, что торец Измайловкого бульвара можно сделать ярче, и их проект сможет, во-первых, украсить бульвар, во-вторых, создать общественное пространство для мероприятий и отдыха, в-третьих, привлечь внимание выходящих из метро людей к галерее “АРТ-Измайлово”.

А вопрос с увеличением посещаемости и улучшением среды решили с помощью антикафе в музее. Сделали ремонт, принесли пуфики, провели вайфай. Организаторы уверены, что сейчас очень важно кроме “официальных” музейных пространств создавать пространства открытые, с правилами и форматом, привычными потенциальной аудитории. Соседство таких площадок даст и новую публику, и новые возможности.

Текст: Светлана Кондратьева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ