Архитектор Лев Кекушев: особняк Листа

23 марта 2015, 20:51

Сегодня в рубрике «Архитектурная Москва» мы расскажем об архитекторе Льве Кекушеве.

Из Польши в Питер, из Питера в Москву, неисповедимы пути… архитектора. Кого гонит творческий ветер, кого ветер поиска, кого-то — ветер перемен, но все пути ведут в Рим. То есть, конечно же, в Москву, это всего лишь опечатка. Кекушев уже встречался нам в предыдущих статьях, когда мы говорили о Ярославском вокзале, о посольствах Египта и Новой Зеландии, да и на какой особняк не посмотришь, везде Кекушев, Кекушев… Вот и встает вопрос, а кто такой этот Кекушев?

povar-44-5

Лев Николаевич Кекушев родился в городе Вильно, в Польском Царстве, в 60-х годах 19-го века. Мать и отец Льва Николаевича были знатного рода, но так как семья была многодетная, жили они не богато и родителям нужно было определить дальнейшую судьбу детей. Для чего в последствии каждому было дано хорошее образование.

Сразу после Виленского училища, Кекушев заканчивает Институт Гражданских Инженеров в Санкт- Петербурге. Поступив на государственную службу, Лев Николаевич не продержался там и года и ушел в отставку. Немного поработав в Петербурге, Кекушев решает уехать покорять Москву. Скорее всего, это произошло из-за высокой конкуренции среди столичных зодчих. Выпускники Императорской Академии Художеств имели большее преимущество в получении крупных заказов, да и атмосфера архитектуры в Петербурге была очень чопорная, не допускающая ничего нового. В Москве же на тот момент происходил настоящий ренессанс литературы, живописи, архитектуры, музыки, город был готов принимать любые современные течения и взгляды.

Л.Н. Кекушев, особняк Кекушевой

Л.Н. Кекушев, особняк Кекушевой

В Москве Кекушев сразу устроилась помощником видного московского архитектора С.С. Эйбушица. Они занимались строительством Центральных бань и доходного дома Хлудовых. На этой стройке Кекушев провел почти 4 года, и стал за это время мастером многих прикладных наук — ковки, травления металла и стекла. К тому же, он изучал художественную отделку интерьеров и промышленный дизайн, что в будущем стало одной из его визитных карточек.

Одной из первых его самостоятельных работ в Москве стал, вероятно, небольшой особняк А. И. Обуховой в Малом Козловском переулке, построенный в 1891 году. Уже в этой постройке заметны некоторые характерные черты творческого почерка архитектора.

В 1893 году Л.Н. Кекушев основал свою архитектурную фирму, в этом же году занял должность Московского участкового архитектора. Через пару лет уволен по собственному прошению, видимо, государственная деятельность зодчему была не по душе.

Помимо архитектурной практики, Лев Николаевич в течение двух лет преподавал в Императорском Московском Техническом училище, параллельно вел занятия в Строгановском училище.

А вот первым целостным произведением модерна в Москве, да и вообще в России считается Кекушевский особняк Листа. Сколотив неплохое состояние, архитектор решает построить себе свой собственный особняк. Не ограниченный пожеланиями заказчиков или других персон, Кекушев воплощает в нем все свои самые смелые задумки и пожелания. Дом вышел настолько необычным, что на него быстро положил глаз племянник богатого московского промышленника — Отто Адольфович Лист. Он предложил Кекушеву такую сумму, от которой тот не смог отказаться.

List_House_Glazovsky_Line

Л.Н. Кекушев, Особняк Листа

 

Этот дом, площадью около 400 квадратных метров, имеет подчеркнуто простую планировку и в виде прямоугольной трапеции вытягивающейся вглубь участка. Композиция ассиметрична и состоит из разных по величине прямоугольников и трапеции. Наряду с этим новаторским, свойственным модерну приёмом, архитектор использовал и другой, характерный для традиционной архитектуры метод подчёркивания уличного фасада, декоративная обработка которого наиболее разнообразна.

List_house_plan

Дополнительным элементом декора можно считать и затененную лоджию с преувеличенно маленькой колонкой из черного гранита которую украшает капитель с растительным орнаментом. Уличный и боковой фасады особняка облицованы небольшим прямоугольным кирпичом палево-жёлтого оттенка, который контрастирует с крупными элементами декора из светло-серого тарусского мрамора. Выразительность композиции придают крупные окна различных форм. Некоторые из них украшены декоративными миниатюрными колонками. В арочной нише над порталом входной двери расположено мозаичное панно с изображением водорослей и обитателей подводного мира. В правом нижнем углу панно имеется монограмма «W. W.», более в застройке Москвы нигде не встречающаяся. Судя по этой подписи, предположительным автором панно является другой известный мастер московского модерна, сотрудник бюро Кекушева в период проектирования гостиницы «Метрополь»- Вильям Валькот.

На первом этаже, куда из вестибюля ведёт первый марш лестницы, размещались традиционные для конца XIX века парадные помещения особняка: кабинет хозяина окнами в переулок, смежная с ним буфетная, обращённая окнами во двор, большая гостиная (за́ла) и соединённая с ней столовая. Второй этаж занимали жилые комнаты — спальня, три детские и комната прислуги; из помещения, обращённого арочным окном в переулок, можно выйти на лоджию, в плиточном полу которой скрывается люк, ведущий в тёмную потайную кладовку. Обслуживающие помещения располагались в цоколе.

Интерьеры же были отделаны просто, но из дорогих и редких материалов. Почти вся мебель сделана по эскизам архитектора.

После революции 1905 года, общество отвергает роскошь модерна и отходит к неоклассицизму или «северному модерну». Кекушев, неспособный изменить своему франко-бельгийскому стилю или не желающий этого отходит от дел. В прочем, на счету архитектора около 60 построек и почти каждая из них- памятник архитектуры.

Текст: Юлия Костина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ