Анри де Тулуз-Лотрек: истоки Playboy

26 ноября 2014, 07:08

24 ноября родоначальнику эротического жанра в массовой культуре исполнилось бы 150 лет.

К эротике как к явлению культурной жизни с течением истории человечество относилось по-разному: от религиозных и социальных табу и ханжеского неприятия общественностью до едва ли не тотемного поклонения.

Вспомните шок, вызванный у европейского общества научными исследованиями Зигмунда Фрейда в области психологии и бессознательного. На долгое время люди забыли, что являются частью животного мира, а герр Зигмунд совершил поистине скандальную вещь: «задрав юбки», он указал на источник всех проблем личности, весьма ловко и красочно доказывая свою теорию. Некогда запретные, интимные переживания становятся своеобразными «громоотводами», на них списываются все проблемы, аномалии и расстройства. Художники и писатели вовсю начинают пропагандировать новую моду на sex: на этом строятся сюжетные линии множества великих произведений, эротика играет ключевую роль на полотнах живописцев, становится их музой. В частности, и для молодого Анри де Тулуз-Лотрека, которому в 24 ноября исполнилось бы 150 лет.

Henri_de_Toulouse-Lautrec_by_Giovanni_Boldini

 

Художник родился  в семье аристократа, графа Альфонса Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графини Адель Тапье де Селейран. Первые годы его жизни прошли в семейном поместье в городе Альби.В возрасте 13 лет, Анри ,упав с лошади, сломал ногу, и вставая из кресла, повредил шейку бедра. Рост и развитие его ног остановились. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника- у него не сложилось отношений с высшим обществом, в связи с чем не было и личной жизни. Интерес к рисованию у Тулуз-Лотрека пробудился под влиянием художника Р. Пренсето. Родители Анри были не против его увлечений, справедливо полагая, что обычную жизнь аристократа вести мальчику не суждено. Учился он у Л.Бонна (1883) и Ф. Кормона (1884- 1885). Большое влияние на формирование его стиля и манеры письма оказало творчество Э.Дега и искусство японской гравюры.

1334521587-226059-anri_tuluz_lotrek_0021

 

 

На ранних работах художника в основном изображены его близкие друзья и родственники («Графиня Тулуз-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883; «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби); картины написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека. Так появляется новое понятие в живописи, лицом которого становится Анри де Тулуз-Лотрек- постимпрессионизм. Он совершенствует способы передачи психологического состояния человека, его внутренний мир и переживания становятся на первый план, тогда как внешнее окружение размывается, теряет очертания. Художник никогда не приукрашивал своих статисток, и даже подчеркивал некоторой грубостью письма их недостатки, но в его работах всегда чувствуется симпатия, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками.

display_image

 

 

Работая в Монмартре, самом злачном квартале Парижа, образ жизни художник вел соответствующий: разгулы, беспорядочные связи, алкоголь, что и стало причиной его раннего ухода из жизни. К 30 годам он страдал от сифилиса и стал законченным алкоголиком. После очередного приступа белой горячки мать художника настояла на его лечении в психиатрической больнице, где Лотрек пробыл с января по май 1899 года. Выйдя из клиники, Анри уехал на атлантическое побережье и продолжил пить с еще большим упорством, словно хотел сойти в могилу пораньше. В августе 1901 года его настиг инсульт. Художник скончался 9 сентября 1901 года на руках матери в бордо в возрасте 37 лет.

Анри де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ( «Джейн Авриль в Жарден де Пари», 1893; «Divan japonais», 1893 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владел линией, облекал ее по контуру модели, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью.

Нарочитый эротизм и натуралистичность сюжетов работ Тулуз-Лотрека, грубые мазки, грязноватых оттенков краски сильно шокировали публику, и, как художника , Анри признали только после смерти. Однако его стиль отлично прижился на афишах театров и в рекламе.

collage

 

collage

 

Неповторимый стиль Тулуз-Лотрека оказал огромное влияние на становление и развитие рекламы всего двадцатого века, от театральных афиш и оберток для мыла до pin up-календарей и наклеек на чемоданы. Возможно, даже всем известные Playboy и Pirelli Calendar не стали бы такими, какие они сейчас, не будь Анри де Тулуз-Лотрека.

И немного Pin Up,для сравнения:

8tkey5lMlXM

 

msRZRpbEVHc

 

Uvq0_7FAbmk

Текст: Ленара Кучуккулова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ