Анна Титовец: «Гиф-арт — это медиа-память общества»

29 октября 2015, 13:04

Интервью с Анной Титовец об истории возникновения и «возрождения» гиф-арта, особенностях русского характера и интернет-фольклоре.

В «Электромузее» до 9 декабря проходит первая в России выставка гиф-арта в оффлайн-формате «GIF-GIF-GAF». Организаторы заявляют, что это не просто медиа-выставка, а настоящее исследование сюжетов, жанров и даже стратегий развития гиф-арта как в России, так и в других странах мира. Екатерина Фролова побеседовала с куратором выставки и new-media артистом Анной Титовец об истории возникновения и «возрождении» гиф-арта, особенностях русского характера и интернет-фольклоре.

SONY DSC

Анна Титовец

Анна, вы читали лекцию об истории гифарта в Государственном центре современного искусства. Расскажите, пожалуйста, почему движущаяся картинка превратилась в культовый язык дизайнеров и художников?

Формат гиф возник как техническая необходимость. Во времена, когда интернет был медленный, необходимо было придумывать какие-то хитрости, чтобы передать как можно больше информации. Его использовали изначально для оформления сайтов, рекламных баннеров, но, естественно, в какой-то момент этот формат не мог не привлечь художников, которые «подхватывают» многие новые неординарные визуальные решения. Гиф чрезвычайно актуален для современного времени, когда человек окружен бесконечными потоками информации. Из этого потока необходимо очень быстро вычленять важные и интересные сообщения, и, естественно, формат «лупа», то есть зацикленное изображение с определенными ограничениями, — это игра, которая интересна художникам. Мне кажется логичным, что на фоне стихийного и бесконечного производства гифок, которые делают юзеры, эта масса гифок начала аккумулировать профессионалов и художников, которые стали выбирать гиф-арт своим художественным методом.

«Но этот формат уже достоин того, чтобы смотреть на него не в потоке прочей бесконечной информации, а как на отдельное произведение искусства в контексте галереи или музея в оторванности от перегруженного информационного и визуального поля»

Любопытно, что гифарт возник благодаря медленному интернету. Вы говорили, что к гифарту интерес угасал, но сегодня мы видим его возрождение несмотря на то, что с интернетом у нас проблем нет. Что же провоцирует этап «возрождения»?

В какой-то момент к гифу действительно ослабел интерес. Это были взаимообратные процессы. Благодаря медленному интернету возник гиф, и гиф воспринимался, скорее, как ограничение, а не как классный инструмент, но потом скорость интернета и возможности, в том числе возможности сжатия видео, улучшались, и всеобщее внимание переключилось на видео. Надо сказать, что обратной популяризации гифок помог Tumblr. Собственно, возникновение такой системы микро-блогов, как Tumblr в 2007 году, как раз и спровоцировало вторую волну активного интереса к ним, поскольку в этой системе существовало до недавнего времени ограничение веса файла в 1Мб, что породило трехкадровый формат гифок. Все ринулись выполнять эти условия, и, таким образом, пошла эта «вторая волна», которая не проходит вплоть до сегодняшнего дня. Так происходит со многими форматами, которые были созданы как техническая необходимость. Но проходит время, и они переосмысляются в художественном плане. В этом присутствуют и ностальгические мотивы. Я долго работала в интернет-СМИ в качестве фото-видеодиректора и в частности исследовала вопрос восприятия визуальной информации в интернете. Оказалось, что юзеры не любят нажимать на кнопку Play на видео и предпочитают фотогалереи. А что такое фотогалерея? Это, по сути, и есть гиф. Ведь, когда человек быстро перелистывает фотографии в галерее — он смотрит историю, скомпилированную фото редактором или фотографом, которая могла бы быть подана как гифка. Гиф не требует ручного перекликивания как в фотогалереях и сразу весь «раскрывается». В нескольких секундах сконцентрирована целая история. И отличие гиф от видео — нет нужды просматривать все N минут, чтобы дойти до сути сюжета, а ведь, не дай бог, там монтаж какой-нибудь занудный или снято плохо.

patakk1

Год назад в одном из интервью Вы признались, что мечтаете сделать в России выставку гифарта, и вот Ваше желание осуществилось. Но гифарт существует уже несколько десятилетий, почему же в России только сейчас состоялась первая подобная выставка?

Ни для кого не секрет, что с точки зрения адаптации новых форматов — особенно это касается визуальной среды — Россия немножко отстает. Это можно увидеть и в сфере дизайна, и в сфере медиа-арта.

Главная задача выставки — показать самых интересных художников, которые выбрали гиф-арт своим художественным языком и выработали авторскую стратегию в рамках этого жанра. Мне хотелось сделать что-то типа условной микро-антологии жанров и направлений в гиф-арте и вывести это медиа в оффлайн как доказательство его самодостаточности без присутствия сети. Когда я начала формировать состав участников, у меня не было сознательной ориентации на иностранных художников и дизайнеров. Но, проведя исследование, я обнаружила, что русских художников, которые работают в жанре гиф-арта, по сути, нет. Есть небольшое количество людей, которые в перерывах между своей основной деятельностью иногда делают какие-то гифки. Интересно также, что я нашла очень сильного русского гиф-художника, известного также и за рубежом, но, как ни странно, он стал единственным из 23 художников из разных стран, кто отказался от участия в выставке.

144

То есть это один из тех немногих, кто в России является настоящим гиф-артистом, и он отказался от участия в первой выставке гифарта в России?

Да! Не знаю, насколько это связано с особенностями русского характера, но вот такая история. Тем не менее, в основной программе выставки участвуют двое российских художников: Максим Литвинов и Ольга Лялина, которая является одной из ключевых фигур интернет- и гиф-арта. Она одна из самых первых художниц, начавшая применять гиф в своей художественной практике.

«Гиф-арт — открытый и саморегулирующимся интернет-формат, который распространяется в соцсетях и блогах без указания авторства»

Вы сказали, что хотите поменять контекст восприятия гифарт, увести его зрителей от монитора компьютера в музей. На какую разницу в восприятии вы рассчитываете?

Люди смотрят гиф на компьютере, зачастую не уделяя ему много внимания. Кто-то вообще пролистывает произведения на маленьком экранчике своего смартфона. Но этот формат уже достоин того, чтобы смотреть на него не в потоке прочей бесконечной информации, а как на отдельное произведение искусства в контексте галереи или музея в оторванности от перегруженного информационного и визуального поля. Мы показываем гиф-арт произведения на больших мониторах и видеопроекциях, и, естественно, это должно кардинально изменить привычное восприятие. Особенность этого вида искусства в том, что он создает некий гипнотический эффект, и на протяжении просмотра цикла произведения его смысловое послание может видоизменяться именно благодаря тому, что происходит бесконечная повторяемость, а это важный психологический аспект. Кроме того, это будет любопытным игровым экспериментом обмена ролями между интернет-пользователем и посетителем галереи.

57

На выставке отображены глобальные тенденции, которые сейчас существуют в гифарте?

Конечно, я выделила в рамках выставочной концепции несколько жанров гиф-арта, актуальных на сегодняшний момент. Эта типология условная, но, тем не менее, отражает большие блоки и направления, по которым развивается гиф-арт. В рамках типологии выставки выделены, например, гипноабстракции, микроистории, 8бит направление, синемаграф. Одним из наиболее популярных направлений «фигуративного гифа» является синемограф, который придумали в середине 2011 года профессиональные фотографы Джейми Бек и Кевин Барг. Синемаграф — это, как правило, профессинальная фотография, постановочная или репортажная, на которой только лишь небольшая часть движется. Это минимальное «оживление» фотографии может сильно изменить ощущения от просмотра. Возвращаясь к микроисториям, хочу выделить еще относительно давний тренд — когда берутся классические произведения искусства, в том числе религиозная живопись или натюрморты, и «оживляются» с помощью гиф. Некоторые вживляют туда абсурдные современные объекты или заставляют двигаться уже существующих героев, таким образом переосмысляя это наследие. В этом направлении работает один из известных гиф-артистов Джеймс Керр под ником Scorpion dagger, и он также представлен у нас на выставке. Его гиф-арт один из самых перепосчиваемых в интернете. Он берет за базу произведения искусства эпохи раннего Ренессанса и на них нанизывает новые смыслы, перекликая их с тем, что происходит сейчас в современной жизни.

Мы также не забыли про то, что в один прекрасный момент некоторые из гиф-артистов обратились к стрит-арту как к материалу для дальнейшего художественного переосмысления. Один из наиболее известных художников, который работает с темой оживления граффити и стрит-арта, это художник под ником MADE BY ABVH, и его тоже можно увидеть на выставке. Этот сербский художник прославился тем, что делает очень остроумные анимации самых известных работ Бэнкси. На самом деле это интереснейшая игра с форматами: гиф-арт и стрит-арт, улица и интернет-среда.

patakk4

Анимированные работы Бэнкси действительно очень популярны на просторах интернета. Я сама не раз удивлялась остроумию и актуальности этих работ. Я вижу, что в гифарте существует очень много интересных направлений, но какие еще их них являются самыми значимыми?

В отдельную главу необходимо выделить жанр «8-ми бит». Это общее название стилистики, которая связана с использованием визуальной эстетики старых графических систем и ностальгией по «раннему интернету».

Следующий тип, который представлен у нас на выставке, это так называемые аналоговые гифы. Есть непример такой бразильский художник INSA, который выдумал свой жанр, находящийся между гифом и граффити, и назвал его ГИФ-ИТИ. Свои ГИФ-ИТИ он создает на улицах в реальном времени. Он раскладывает произведение по кадрам и рисует их на стенке один за другим, закрашивая предыдущий и рисуя на его месте следующий. Таким образом INSA покадрово на стене в реальном времени аналоговым способом создает свой гиф-арт. Потом все сфотографированные кадры он показывает в цифровом варианте. Его авторству принадлежит очень интересный проект — он создал самую большую гифку в мире.

Мы также показываем отдельным блоком «народный гиф-арт», поскольку нельзя забывать о том, что гигантскую массу гифа составляет как бы анонимная масса вирусного гифа. Гиф-арт — открытый и саморегулирующимся интернет-формат, который распространяется в соцсетях и блогах без указания авторства. Это своеобразная интернет медиа-память общества. В гигантском море гиф-арта существует гиф-мемы, которые бесконечно перепосчиваются и циркулируют в интернет-пространстве, и очень интересно следить за тем, что именно оказывается «на волне», какой из месседжей живет дольше, чем остальные.

«Синемаграф — этокак правило, профессиональная фотографияпостановочная или репортажнаяна которой только лишь небольшая часть движетсяЭто минимальное «оживление» фотографии может сильно изменить ощущения от просмотра»

Получается, что гифарт — это своеобразный интернетфольклор, который иллюстрирует коллективное сознание?

Условно говоря, да. Это жанр существует в интернете, и поэтому он изначально не имеет национальности. То есть это не фольклор, принадлежащий определенному народу, с конкретными культурными ценностями, это именно no-nation (Безнациональное. — Прим.ред.) явление.

2

В одной из своих статей вы писали: «Идеальный медиахудожник сочетает в себе практический и алгоритмический ум с фантазией и художественными идеями«. Получается, что это сумма двух противоположных складов ума или как «физик и лирик 2 в 1″?

Да, но я говорила об «идеальном художнике», и этот момент не стоит упускать из виду. В реальности медиа-художники часто работают в тандеме с инженерами, учеными или программистами, но, разумеется, работая в контексте медиа-арта или технологичного искусства, он должен понимать, как работают технологии и какие у них есть возможности. Медиа-артисту не обязательно самому быть техно-гиком, но ему обязательно нужно понимать принципы работы технологий, которые он использует.

Текст: Екатерина Фролова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ