Выставка «Изнанка» Анны Ротаенко, открывшаяся 25 мая в Московском Музее современного искусства, – это погружение в ткань улиц, знакомство с её основными героями: охранниками, полицейскими, дворниками, художниками. «365» побеседовал с художницей и выяснил, где пролегает граница между реальным, виртуальным и творческим, и через какие механизмы мы можем исследовать и трансформировать городскую среду.
Анна Ротаенко закончила Школу современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА, сейчас проходит обучение в Институте Проблем Современного Искусства. В ее работах присутствует сложная связь социального и личного, ручного и цифрового, которая составляют суть современного изоморфного мира.
Выставка «Изнанка» Анны Ротаенко
Анна, расскажите немного о вашей выставке «Изнанка».
Первый зал – это интерактивная инсталляция, сделанная из мусора и строительных материалов. Предполагается, что зрители будут с ней активно взаимодействовать, чувствовать себя, как в детстве. Эта работа отсылает одновременно к воспоминаниям о советских тирах, сейчас таких нет. С другой стороны, это прошлое, которое мы несем за собой. То есть все эти игрушки и постсоветские знаки – это все то, что мы тащим за собой и почему-то не можем расстаться с ними в медийной зоне. Зритель может почувствовать некую власть над такими символами, играть с ними и раскрепощаться.
Выставка «Изнанка» Анны Ротаенко
Во втором зале – сама серия работ «Изнанка». Часть из них — это фотодокументация инсталляций, сделанных в заброшенных местах, в каких-то пограничных и изнаночных местах: свалках, мусорках, местах рядом с ними. Просто прямое взаимодействие с городом достаточно опасно, как мы знаем, активистов обычно арестовывают. А в случае с помойками происходит интересная вещь. Это настолько зона избегания, что можно делать, что угодно. Работа с мусором для меня поэтическая вещь, ничего грязного, потому что даже по мусору можно проследить культуру человека.
Выставка «Изнанка» Анны Ротаенко. Зал «Тир»
В своих работах вы используете доски, металлические тросы профнастил, элементы наружной рекламы, соединяя все это с фотографией и красками. Чем обусловлен выбор именно этих материалов?
Это не то, чтобы именно выбор. Я очень давно заинтересовалась городскими материалами. Это стало следствием перехода от медийных составляющих к городским. В конце 2014 года у меня была первая серия фотографий в городе, я делала из них коллажи, соединяла разные элементы, и это было своего рода субъективное исследование пути человека по привычным местам, где в сумерках встречаются какие-то необычные вещи.
Почему вы обращаетесь именно к миру улиц, чем он привлекает?
Вообще я люблю гулять в городе, и, исследуя его прошлой зимой, я обнаружила, что в Москве очень быстро идет разного рода строительство, часто меняются декорации. Одна реконструкция идет за следующей, и все эти поверхности постепенно стали моим главным фокусом, потому что они мне интересны как декорации, которые не притворяются чем-то другим, как живая ткань, но медийного характера. Они могут сообщать рекламу, сильно влиять на визуальный контекст и изменять пейзаж.
В принципе, это все о художнике в пейзаже. Это такая перенасыщенная среда, и мой интерес к ней заставил меня натыкаться на неё все чаще и больше, поэтому на выставке представлена значительная часть того, что я вижу в городе. Мой фокус настроен на это, и работать с такими строительными материалами — это довольно реалистично.
Выставка «Изнанка» Анны Ротаенко
Некоторые работы — это фотодокументация инсталляций, а другая часть – это виртуальные вещи, которые я встраиваю в баннеры. Идея такова, что, исследуя районы, я понимаю, что просто показать фотографии недостаточно. Я встраиваю образы из современной медийной мифологии в баннеры. Идея разрезания баннеров пришла во время наблюдения за улицами. Я заметила, что разрезанная часть выражает интересную композицию, и от нее все исходит. И здесь разрез показывает дополнительный слой каждого фото.
Улицы города не всегда позитивная тема для творчества. Является ли проект «Изнанка» стремлением переделать по-своему мрачную реальность?
Нет. Это субъективное исследование. Вынос физического пространства и виртуальных размышлений в том смысле, что это все побочный продукт какого-то процесса, происходящего со мной. Я показываю результаты своих открытий и исследований с помощью тех же материалов, которые заставили меня это изучать.
Анна Ротаенко (в центре) на открытии выставки «Изнанка» в ММОМА
Третий зал выставки посвящен диалогам с разными деятелями искусства. Означает ли это, что художник должен постоянно обращаться к творчеству других художников, не быть одиночкой в мире искусства?
Мы часто сами задаем его друг другу. Дело в том, что я близка к тому мнению, что если человек оказался бы один на необитаемом острове, то он не мог бы быть художником или не художником. Он был бы как Кот Шрёдингера. Художник — это все-таки что-то социальное.
Третий зал для меня очень важен. Его появление не было запланировано, но в процессе работы возникло стремление завершить проект именно так, чтобы это стало выходом в коммуникативную сферу, где можно увидеть не только свои методы, но и чужие. Потому что, в конце концов, многие художники все-таки являются спикерами или пытаются своим творчеством выразить что-то такое, о чем не могут сказать. Их действия — это способ найти кого-то близкого. В общем, эта работа важна и для выставки и для меня лично. Такое совмещение двух необходимостей.
Выставка «Изнанка» Анны Ротаенко
Как вы думаете, поймет ли зритель смысл проекта «Изнанка»?
В данной работе это попытка показать свое видение, говоря о составе инсталляций. Есть заранее задуманная структура, по которой идет зритель, и предполагаемые процессы, которые с ним происходят. Они не жесткие, не репрессивные. Например, в первом зале зритель находится снаружи игры, которая сделана из мусора, городских материалов. В каком-то смысле есть посыл вырваться из четкого определения и логических штампов к способности изменять это все. Мне близки анархистские взгляды, и я их транслирую.
Выставка «Изнанка» Анны Ротаенко
Волнует ли вас вообще оценка зрителями вашего творчества?
Мне интересны мнения, если сами мнения интересны. У меня нет задачи заставить зрителя что-то испытывать. Но иногда комментарий зрителя дает возможность обнаружить совершенно новый контекст работы.
Форма выставки отсылает к эстетике «Сделай это сам!» Значит ли это, что каждый зритель может почувствовать себя художником?
Конечно. Мои друзья из группировки ЗИП тоже считают, как и Бойс, что все люди — художники. Дело в том, что художественные практики не обязаны быть постоянными. В целом, современный человек в любом случае ими занимается, потому что это один из способов жить. Не обязательно, чтобы у тебя было резюме, где написано, что ты – художник.
Анна Ротаенко Castle
«Изнанка» — не первая ваша выставка и можно сказать, что у вас имеется богатый опыт. Можете ли вы сейчас назвать себя полностью сформировавшимся художником?
Мой богатый опыт начался совсем недавно, поэтому о законченном формировании говорить еще рано. Я очень стараюсь, чтобы люди, которые со мной общаются и знают, не воспринимали меня как взрослого человека и сформировавшегося художника. Я хочу развиваться. Все это – просто эксперименты, которыми я занимаюсь. Не могу сказать, что у меня уже есть определенная стратегия в творчестве.
У вас есть уже идеи для следующей выставки? Чему она будет посвящена?
Сейчас я в процессе создания работ для нескольких групповых выставок. А что касается собственной, то пока нужно немного передохнуть. Возможно, что-то про неврозы, депрессии, и все это на фоне коммуникаций между художниками.
Текст: Мария Ключникова