Анна Ходорковская: «Вы упустили свой шанс»

12 мая 2015, 09:00

Каждую неделю в рубрике ARTIST TALK мы знакомим вас с самыми влиятельными и талантливыми молодыми художниками современности. Не упустите свой шанс познакомиться с Анной Ходорковской, российской художницей, которая живет и учится в Вене, героиней многих персональных выставок не только в России, но и Австрии, автором наделавших шуму в Европе реалити-шоу проектов Reality Raum Residenz и ArtStreamShop.

У тебя есть злободневный эксперимент «Я принтскриню», где ты, словно фотограф в реальности, запечатлеваешь интересные моменты он-лайн жизни. Каков итог этого эксперимента? Я так понимаю, что изменилось прежде всего твое восприятие жизни внутри монитора, очень интересно, в какую сторону?

Ваш вопрос заставил меня пересмотреть эти альбомы еще раз. Забавно к этим снимкам вернуться. На самом деле, у меня было гораздо больше материала, чем выложено в сети. Я записывала целые совместные просмотры фильмов с обсуждениями, разговоры по скайпу с друзьями, и много, много чего еще. Но фото-скрины, безусловно, самые емкие. По некоторым можно даже изменения в моей личной жизни проследить. Мне кажется, я перестала этим заниматься, потому что попала в зависимость. Сначала я была заворожена всем этим бесконечным движением, но потом эта масса поглотила меня. Я волевым решением перестала это делать. Впоследствии, можно сказать, в некоторых работах я стала заниматься созданием контента для этих снимков. В интернет проектах, которыми я занимаюсь, скриншот часто выполняет функцию документации, репрезентации. Вместе с тем, мне остается интересна и эстетика скриншотов, но снимаю я теперь то, где сама генерирую ситуацию.

16-1024x576_600

Анна Ходорковская, «Я принтскриню»

116-1024x576_600

Анна Ходорковская, «Я принтскриню»

«Я перестала этим заниматься, потому что попала в зависимость. Сначала я была заворожена всем этим бесконечным движением, но потом эта масса поглотила меня»

Сейчас ты живешь в «городе Фрейда», и говорят, что здесь художники не могут удержаться от рефлексии на темы сексуальности, свободы и личности. На твой взгляд, в чем разница между сексуальной свободой и развращенностью?

Я не знаю, если честно. Вообще, предупреждаю, лейтмотивом практически всех ответов будет «Я знаю только то, что ничего не знаю», поэтому, может кому-то сразу лучше перестать читать. Разврат — это какое-то морализаторское понятие, а значит, все очень относительно. У меня нет критериев. Если бы вы спросили про «извращенность», я бы хотя бы словами Раневской ответила про хоккей на траве и балет на льду, но балет на льду мне нравится, а вместо него можно керлинг вставить. Но развращенность… Я знаю внутреннюю развращенность. Это когда я весь день ем и смотрю примитивные видео на ютубе, и мне больше ничего не надо в этой жизни – в такие моменты, например, я себя чувствую полной развращенкой. Какое-то бездумное визуальное потреблядство, но почему-то оно иногда бывает необходимо.

«Разврат — это какое-то морализаторское понятие, а значит, все очень относительно»

Тебя все спрашивают про учебу в Венской Академии, ну и я не буду исключением. Что дает художнику иностранное образование по возвращении в Россию? Насколько это помогает сделать карьеру в России, или на родину предпочитают не возвращаться, если есть возможности? Ты планируешь вернуться?

Я, если честно, не знаю про карьеру и насколько это помогает. Иностранное образование помогает художнику расширить свой взгляд, пожить другой жизнью и вернуться, может быть, другим человеком. А значит делать какие-то работы, которые могли бы стать свежим воздухом. Но так, чтобы это сразу было круто, и помогло физически сделать карьеру, неужели этот миф еще не рассеялся? К тому же, что такое карьера? Это все очень абстрактно. Я верю, что качество работ побеждает CV.

По поводу возвращения, это все очень по-разному. Но, насколько я заметила, если человек задерживается больше, чем на год, то уже скорее всего задумывается остаться. Я для себя до конца еще не решила этот вопрос. С другой стороны, мне стало более-менее все равно, где жить. Главное – кто со мной и вокруг меня.

«К тому же, что такое карьера? Это все очень абстрактно. Я верю, что качество работ побеждает CV»

В 2014 году ты стала обладательницей награды STRABAG ARTAWARD International, и для тебя была организована персональная выставка в Вене. Интересно узнать, в чем сложности участия в международных конкурсах, а также насколько в Европе более развито сотрудничество бизнеса с искусством?

Сложность любых конкурсов, я считаю, в заполнении их заявок. Это (не всегда) — просто мука, геморрой и, порой, унижение. Я часто решаю не участвовать именно из-за этой проблемы. Искусство – это свобода, а эти заявки загоняют его в какие-то ужасные таблицы с клишированными описаниями. Еще одна сложность – если вы не согласны как-то идеологически со спонсорами, организаторами, а потом «бабах» – получаете от них приз. В таком случае лучше не участвовать, я считаю.

«Я предпочитаю сама не приклеивать интерпретацию, а слушать других»

В случае STRABAG все было довольно просто. Послала картинки, биографию, и все. Потом, если ты в шорт-листе, привозишь работы живьем. А вообще, я слышала много страшных историй от художников о сотрудничествах с разными институциями. Хочу сказать, что со STRABAG было работать очень легко и приятно.

Сотрудничество бизнеса с искусством в Европе развито. Особенно крупного бизнеса. У STRABAG, например, огромная корпоративная коллекция. Большинство работ они вешают в своих офисных пространствах и периодически делают познавательные экскурсии для сотрудников компании.

Выставка STRABAG

Выставка STRABAG

2267264_panorama 3 Panorama_Anna Khodorkovskaya_Strabag_web

Выставка STRABAG

Давай поговорим о проектах, благодаря которым о тебе все только и говорят. Итак, ArtStreamShop — аналог «магазина на диване», но для современного искусства. В этих «магазинах» ведущие обычно с абсурдным восхищением описывают какую-то абсолютно обычную вещь. Ты также переигрываешь, лишь бы продать «кусочек искусства за невероятную цену»?

Да!

IMG_2074

ArtStreamShop

Судя по фотографиям с трансляций ArtStreamShop, ты намеренно эпатируешь зрителей. Какие выходки цепляют и веселят зрителей больше всего?

Ну мужчины любят писать нам всякие комментарии по поводу сисек. Художникам любопытно смотреть, как мы описываем их работы, и купит ли их кто-то. Многие новые посетители вообще чувствуют себя сконфужено. Они часто не могут понять, это по правде или такая шутка.

«Когда проект начал развиваться, стало понятно, что интереснее смотреть, а что еще может тут получиться, чем жестко гнуть свою линию»

Поэтому если что-то не покупают, и мы говорим, что «Вы упустили свой шанс», некоторых задевает, ведь они и правда его упустили. Классно, когда какой-то зритель перебарывает нерешительность, звонит и с удивлением для себя получает все по-настоящему. Мне кажется, этот человек испытывает какую-то радость сопричастия, ведь самое-то интересное, что мы и правда его не обманываем!

А как формируется цена на произведения для ArtStreamShop? Она же, как ты заявляешь, невероятно низкая. Эти работы действительно представляют собой художественную ценность, и можно стать настоящим коллекционером, приобретая их?

Это не реальная цена произведения, а эксклюзивное спецпредложение во время перформанса. У нас с Людой (Людмила Аношенкова – соавтор проекта, прим. А. Ходорковской) есть примеры цен работ разных медиа, которые уже были представлены в ArtStreamShop. Их мы сообщаем художникам, и дальше уже обсуждаем.

ArtStreamShop

ArtStreamShop

Еще один проект с телевизионной тематикой — Reality Raum Residenz. Вот ты рассказывала, что никаких сценариев у этого реалити-шоу нет, никто специально никаких интригующих «фишек» не исполняет, что же вы показываете? Кроме стриптиза для публики, которая хочет «хлеба и зрелищ»?

Показываем всё. 24 часа в сутки всю неделю подряд. Всё подряд, от интереснейших моментов, — перформансы, дискуссии, презентации, открытия, закрытия, до полной скукоты, — сон, обед, завтрак, сиденье за компьютером. Жизнь резидента без разбору. Другое дело, что документируются ключевые моменты проектов. Как я и говорила раньше, сюда перекочевала моя страсть к снимкам с экрана.

Reality Raum Residenz

Reality Raum Residenz

Reality Raum Residenz

Reality Raum Residenz

На платформе Reality Raum Residenz ты запустила проект «Portfolioreview» (рецензии на портфолио). В нем ты выступаешь как член жюри вместе с Хансом Кноллом, то есть ты себя позиционируешь еще и как арт-критик?

Это не на платформе. Это был один из проектов, осуществленных в резиденции. Изначально я хотела, чтобы это была резиденция для художников. Но когда проект начал развиваться, стало понятно, что интереснее смотреть, а что еще может тут получиться, чем жестко гнуть свою линию. Поэтому оставив каркас недельной резиденции с 24/7 интернет стримингом, я сделала очень разные проекты с художниками, кураторами, философом и галеристом. В 2012 году одним из резидентов был галерист Ханс Кнолль.

«Да, это несовременно, но я делаю свои работы с позиции удивленного наблюдателя и не готова давать им готовые интерпретации»

Его проектом было «Portfolio-review». Мы сделали открытый прием заявок. И всю неделю 24/7 зрители могли наблюдать, как он не выходя из комнаты, жил и работал над проектом. Он просмотрел и прокомментировал все без исключения портфолио, пришедшие на почту проекта. Через полтора года нас с этим проектом пригласили участвовать в одной большой выставке. Но Reality Raum Residenz в принципе не выставочный проект, поэтому мы решили провести еще одно расширенное портфолио-ревью. Жюри там не было, так как некого было выбирать. А комментаторами были люди из разных сфер. Галлерист Ханс Кнолль, куратор музея Элзи Ланер, арт-ресерчер Курт Кладлер и молодой художник, это я, — портфолио можно рассматривать с разных точек зрения. Беседа была публичной и шла, естественно в стриминг, так что я помимо организации всего процесса выполняла роль защитника позиции художника и модератора. В результате получилось гораздо интереснее, чем показывать документацию.

IMG_2083

Reality Raum Residenz

IMG_2084

Reality Raum Residenz

Как художника тебя интересуют отношения искусства и рекламы, и исследованию этих отношений ты посвятила две серии картин: Dislexia и Buchstucke. Ты говоришь, что искусство — это часть хаоса, рождаемого миром рекламы?

Нет.

Dislexia

Dislexia

Dislexia

Dislexia

Big_abstraction_1

Dislexia

Если мое предположение не верно, расскажи тогда, пожалуйста, почему ты часто обращаешься к материалам и образам массовой медиа культуры, агрессивной рекламы, различных афиш? О каких проблемах ты говоришь, или какие идеи ты хочешь донести до своего зрителя?

Дело в том, что живопись я вижу иначе, чем работы-проекты. Это для меня вечный процесс. Поэтому, я не могу тут сказать, что я использую что-то, чтобы донести какие-то идеи. Для меня там вообще нет речи об идеях или высказываниях о проблемах. Это какое-то исследование мира и самой живописи.

«Старые штаны я привезла специально из Москвы только для этой акции. Я бы их не взяла в Вену просто так, чтобы носить. Зачем мне в новой жизни старые штаны?»

Хотя критики формулировали, и спасибо им за это — сейчас без сформулированной идеи-проблемы никуда. Тем не менее я предпочитаю сама не приклеивать интерпретацию, а слушать других. Поэтому то, что я ответила «нет» на предыдущий вопрос, не значит, что предположение не верное, просто в моей голове такой мысли не было при работе над картинами.  Да, это несовременно, но я делаю свои работы с позиции удивленного наблюдателя и не готова давать им готовые интерпретации.

Меня очень заинтриговал твой проект «Старые штаны», пожалуйста, раскрой свой замысел. Ты забрала эти штаны потом обратно, носила их?

Эта площадь в Вене меня как-то цепляла. Вообще в Вене поначалу очень тревожит вот эта странная идеальность. Хотелось туда что-то постороннее внедрить. Старые штаны я привезла специально из Москвы только для этой акции. Я бы их не взяла в Вену просто так, чтобы носить. Зачем мне в новой жизни старые штаны? Потом я их не забрала, оставила висеть. Акция была сделана рано утром. Какое-то время в течение дня с ними фотографировались туристы. Вечером, проходя мимо, я их там уже не увидела.

«С помощью бега я могу восстановить свое эмоциональное состояние, а иногда, не часто, меня посещают очень интересные мысли. А когда мыслей нет – это вообще медитация»

Анна Ходорковская, "Старые штаны"

Анна Ходорковская, «Старые штаны»

Давай вспомним про одну из твоих первых выставок в России —«Бедную Настю». Тема «Бедной Насти» была про отношение современных художниц к замужеству, и одна из прозвучавших проблем — многих женщин замужество выкидывает из искусства. А ты что думаешь на этот счет, и какой выбор теоретически ты могла бы сделать, если бы пришлось либо искусством заниматься, либо жить в идеальной семье?

Я бы не стала делать выбор. И идеальной семьи не бывает, и только искусством заниматься невозможно. Все важно. Жесткий выбор надо делать в каких-то ну совсем безвыходных критических ситуациях. И если бы случилось все-таки что-то страшное и мне пришлось бы выбирать – я бы выбрала людей.

Насколько можно судить по твоей фотохронике в ФБ, ты пробежала марафон на 42 километра. Ты регулярно занимаешься спортом или это был акт преодоления себя?

Марафон невозможно пробежать без регулярных тренировок. Я бегаю около двух лет. Начинала с 3-х километров. В прошлом году и в этом пробежала полу марафон, а теперь и целый. Я очень рада, что начала этим заниматься. С помощью бега я могу восстановить свое эмоциональное состояние, а иногда, не часто, меня посещают очень интересные мысли. А когда мыслей нет – это вообще медитация. И в искусстве это тоже помогает. В целом начинаешь себя лучше понимать. И свое тело чувствовать. Но даже для тренированного человека, марафон – это физический стресс и ментальное испытание. Особенно после 33-го километра. Но это было круто!

hF1rBJWhqxM

 

Не могу не задать вопрос, который наверняка волнует многих читателей в течение всего интервью, ты родственница Михаила Ходорковского?

А какой ответ тебе больше понравится? (Улыбается)

 

Читайте также в рубрике ARTIST TALK:

Дарья Камышникова, куратор ММСИ-MMoMA: «Самая большая проблема массового зрителя — желание бездумно потреблять «красивое»

Дмитрий Окружнов и Мария Шарова: «Нравится или не нравится — не категории понимания современного искусства»

Микаэла: «В России, говоря о современном искусстве, — почти всех можно упрекнуть в непрофессионализме»

Текст: Екатерина Фролова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ