Художница и фотограф Анна Данилова создает невероятные миры и персонажей. Ее работы — балансирование на грани реального и потустороннего: неземной свет, эльфийская недоступность обнаженной натуры в сочетании с порой немного отталкивающей чувственностью, театральность, анимизм, тонкая работа с цветом и фактурой, внимание к деталям.
Анна, как и когда начался ваш творческий путь? Что было первым — фото или живопись?
Рисовать я начала лет 5 назад, сначала ничего не выходило, я перепробовала разные материалы: пастель, цветные карандаши, масло, гуашь и акварель. Так как опыта в рисовании не было совсем никакого, то ни один из материалов не подошел мне, как я думала. Но я решила остановиться на акварели, как на самом интересном материале. В итоге, сейчас, спустя 5 лет, я кое-чему научилась, и могу спокойно рисовать любыми материалами. Где-то 2 – 2,5 года назад я попутно увлеклась еще и фотографией. Снимать намного легче, чем рисовать, как мне кажется, и интереснее — начав снимать, я постоянно знакомлюсь с разными людьми — другими фотографами, дизайнерами, моделями.
Вы бросили институт, чтобы заняться творчеством. Какой специальностью пришлось пожертвовать?
Институт я бросила отнюдь не для того, чтобы заниматься творчеством, в тот момент мне надо было обеспечивать себя, и совмещать учебу на дневном и работу я смогла не более полугода, дальше уже пошли проблемы от усталости, недосыпа и нехватки времени, тогда у меня даже вопроса не возникло, чем же пожертвовать, а училась я на 1 курсе культурологии в РГСУ.

Ваши близкие люди легко приняли это решение?
Моя мама меня поддержала. Я думаю, она была недовольна моим решением, но прекрасно понимала, что выбора у меня особо не нет. А сейчас, когда я уже знаю, чем хочу заниматься, и всему, что на данный момент умею, научилась сама — она успокоилась и не сетует на то, что я не получила высшего образования.
Профессиональное образование принципиально важно? Как вы думаете, годы обучения по классической схеме убивают собственный стиль, видение, или это миф?
Не знаю, если есть сильное желание работать непосредственно в своем стиле, то профессиональное обучение поможет, даст необходимые навыки, теорию и практику, которые впоследствии станут фундаментом для творчества.

Какие ваши главные источники вдохновения?
Я люблю смотреть, запахи и звуки для меня не так важны. Все, что угодно, увиденное мной, может положить начало сюжету нового рисунка или идеи для съемки.
Зачастую идея съемки или нового рисунка возникает в голове не зависимо от происходящих в моей жизни на данный момент событий, ни от настроения и состояния в целом. Это какие-то мимолетные эмоции, которые обретают форму… Поэтому я не понимаю тот сорт искусства, где в закорючке на холсте идет в комплекте огромная аннотация, которая объясняет все переживания автора и как эта закорючка их олицетворяет. Искусство само по себе должно находить эмоциональный отклик у зрителя, слушателя и т.п. без всяких инструкций и объяснений.
Я помню в школе на уроках литературы больше всего мне не нравились разборы художественных произведений, которые начинались словами «здесь автор скорее всего хотел сказать..». По мне, так автор сказал ровно то, что сказал: все тут, на бумаге, а поиски скрытого смысла — это все домыслы читателя, основанные не более, чем на его чаяниях. В искусстве все немного проще, оно создается благодаря эмоциям и изначально призвано эмоции вызвать, а они у всех априори разные. То, что я делаю, напрямую связано с тем, что я люблю: я люблю обнаженное женское тело — это красиво, я люблю цветы, еще я очень люблю то чувство, когда в целом картинка воспринимается как нечто абсолютно красивое, а потом, приглядевшись, замечаешь некую червоточину, в голове происходит диссонанс и это ощущение, на мой взгляд, очень ценно.

Вы обычно прописываете сценарий съемки или ключевую роль в образе играет вдохновение, которое приходит в процессе?
Чаще всего зарисовываю несколько ключевых кадров, которые передают идею и настроение. А дальше уже полагаюсь на профессионализм модели и совместное воображение во время съемки.
Какой ваш любимый этап в процессе производства фото (от идеи, подготовки до обработки изображений)?
Само собой идея, процесс съемки тоже интересен, но очень утомителен, ну и последующий отбор и ретушь — самая нудная для меня часть.
Вы сами изготавливаете реквизит для съемки, украшения, даже шьете платья для моделей. Это еще одно самостоятельное направление вашего творчества?
Когда я начала снимать, у меня возникла потребность в реквизите, интересной одежде, аксессуарах… Естественно, дизайнеры не очень охотно идут на бесплатное сотрудничество с неопытными фотографами — это в итоге и привело меня к необходимости создавать что-то для своих съемок самой, это зачастую отнимает много времени и сил, да и результат расходится с тем, что изначально задумывалось. Сейчас мне с этим помогают мама с тетей, они обе очень талантливые, и у них выходит все, за что бы они ни взялись. Плюс, со временем, у меня появились друзья — дизайнеры, чьи вещи я использую в своих съемках.
Очень интересно заглянуть в вашу творческую мастерскую! Насколько я знаю, вы сами переоборудовали квартиру в студию. Какое это пространство?
Ничего особенного, я живу в хрущевке в двухкомнатной квартире, одна из комнат служит и спальней, и пространством для съемок. В комнате на это отведен угол, он всегда выглядит чужеродно и особняком в комнате, т. к. там всегда стоит реквизит с прошедшей съемки или стены выкрашены в другой цвет.

Самые интересные проекты, над которыми вам приходилось работать?
Как раз сейчас с мужем работаем над двумя очень интересными проектами, но про них ничего рассказать не могу на данный момент.
А какая его сфера деятельности? Расскажите про ваш творческий тандем.
Мой муж очень талантливый художник, он пишет в основном маслом, такой же самоучка, как и я. Мы начали рисовать в одно время, в основном его сфера профессиональной деятельности крутится вокруг декоративных художественных работ.
Вы писали, что ищете авторов сказок для сотрудничества – чтобы издать иллюстрированную книгу. Удалось выбрать?
Нет, не удалось, да и интерес к этому проекту пока поутих, не удалось найти спонсоров.

Какой ваш следующий шаг?
Планируем переезд с мужем ближе к центру, в более просторное помещение, чтобы было удобнее работать и заниматься творчеством.
Думали ли вы о переезде за границу?
Переезжать в другую страну я пока не хочу, от этого меня удерживает абсолютная неспособность выучить любой иностранный язык и неуверенность в том, что где-то живется лучше. Очень хочется просто путешествовать, смотреть, получать новые впечатления. Надеюсь, в ближайшем будущем эта мечта осуществится.

С другими работами Анны Даниловой можно ознакомиться здесь.