Английская портретная миниатюра эпохи Елизаветы I Тюдор

24 июля 2014, 00:53

С XV века огромную роль в английском искусстве начинает играть миниатюрный портрет. История его появления связана с периодом правления Генриха XVIII. Его жена, Екатерина Арагонская, впервые заказала несколько работ во Франции. Вскоре Англия стала домом для многих миниатюристов, приехавших из Европы. Популярность этого вида искусства стала причиной развития местных мастерских, в которых трудились уже английские мастера. Особый интерес представляют как техника написания миниатюрного портрета, так и его развитие в контексте европейского искусства. Миниатюра очень многое унаследовала от книжной традиции, при этом воплотив ее основы в другой форме и став ступенью, связавшей книжную иллюстрацию со станковым портретом.

Одна из работ Исаака Оливера

Одна из работ Исаака Оливера

Ее особенности связаны с определением политического развития страны. После разрыва с Римом, главой Цервки в Англии становится король. Это событие повлекло за собой множество изменений в различных сферах. Искусство перешло на светский путь развития.

автопортрет Николаса Хиллиарда, 1577

автопортрет Николаса Хиллиарда, 1577

С воцарением Елизаветы I настал период расцвета английского двора. В среде куртуазного поклонения королеве уверенно набирает свою популярность миниатюрный портрет. Зачастую он использовался не как сокровенный подарок, а как средство политической пропаганды. Своим значением миниатюрный портрет во многом обязан основоположникам этого вида искусства. Николас Хиллиард — мастер, работавший при дворе Елизаветы I и Исаак Оливер, унаследовавший его традицию, создали неповторимый образ портретов при дворе Якова I. особый интерес представляют различия между произведениями двух мастеров. Хиллиард начинает выполнять заказы королевы с 1572 года. Среди его работ есть портреты разных форм, что указывает на развитое искусство миниатюрного портрета. Но предпочтение все-таки отдавалось овальной форме, которая придавала динамики образу. Внимание мастера, безусловно, приковано к лицу – зеркалу души, которое является главным, но не единственным повествовательным объектом: также существовали надписи, символические украшения, изображения цветов, конечно, не в таком количестве, как можно видеть на больших парадных портретах, но все же они присутствуют. Миниатюра, в отличие от парадного портрета, преследует другие цели — она предназначена исключительно одному человеку, поэтому художнику было важно понять эмоции и донести их до получателя в одном взгляде. В качестве примера можно привести работу Хиллиарда -портрет «Молодого человека на фоне пламени» 1600 года и изображение «Молодого человека среди роз», образец явного подражания средневековым изображениям рыцарей. Конечно же, шедеврами творчества Николаса Хиллиарда были портреты Елизаветы I Тюдор.

"Молодой человек на фоне пламени", 1600

«Молодой человек на фоне пламени», 1600

С восшествием на престол Якова, место главного мастера миниатюриста занимает Исаак Оливер. Его произведения имеют более насыщенный колорит, контрастное внимание ко всем особенностям человеческого лица, использование светотени. Появляются работы с черными и бежевыми фонами, что придало им эффект объема. Постепенно в привычный круг портретов входят миниатюрные многофигурные композиции – «Праздник на открытом воздухе» 1590-1595 годов прекрасный тому пример.

"Праздник на открытом воздухе", 1590-1595

«Праздник на открытом воздухе», 1590-1595

За несколько лет миниатюрный портрет стал главным жанром декоративно-прикладного искусства в Англии. Некоторое время назад, будучи совсем неопределенным, он сумел достичь небывалых высот и признания как у художников, так и у заказчиков. Его четкое соответствие требованиям времени определили его дальнейший путь, превратив миниатюру не только в атрибут куртуазного духа королевского двора, но и в главный вспомогательный рычаг пропаганды власти монарха. От частного заказа мастера перешли к массовому производству. Почти каждый желающий мог позволить себе приобрести портрет с изображением Ее Величества. Во многом, именно благодаря этому, Елизавете удавалось быть близкой к народу, ее знали во всех уголках страны. Более состоятельные горожане могли заказать собственный портрет, либо портрет кого-то из близких им людей, украсив его оправой из дорогих камней. Применение его было достаточно широким. Немаловажным фактом является то, что миниатюра получает огромное распространение именно в эпоху Возрождения, в Англии же это Золотой век.

"Праздник на открытом воздухе", 1590-1595

«Праздник на открытом воздухе», 1590-1595

 

Но что ренессанс для Англии? В этой стране, долгое время считавшейся медвежьим углом, история искусства выстраивалась несколько по иной линии, нежели в Европе. При этом существовали очевидные контакты с материком, – как идеологические, дипломатические, так и культурные; приглашались мастера, заказывались предметы искусства. Общественные деятели находили себе сторонников в лице граждан других государств. Но даже при таких контактах прослеживаются некая обособленность и самостоятельные поиски в искусстве. Само Возрождение на островах проходило несколько иным путем: оно началось с расторжения контактов с Римской Католической церковью при Генрихе VIII. Это и определило дальнейший путь развития государства. Англия обращается в сторону Северной Европы, которая и становится как источником реформации и гуманистической мысли, так и поставщиком многих художественных идей. Во время борьбы старой и новой аристократии складывается новое понимание не только искусства, но и человека. Певзнер пишет о том, что в Великобритании очень сильно влияние консерватизма. Это, например, прослеживается во многих постройках. Вестминстерское аббатство строилось с 1245 по 1745 годы, что составляет пять веков, не меняло своего готического облика. Готика в Англии появляется в конце XII века и преобладает до XVI века, а Возрождение в Европе охватывает временные рамки с начала XIV и до конца XVI века, в то время как в Англии оно длится до XVII века. Интересен тот факт, что черты Ренессанса проникают в Англию через декоративно-прикладное искусство, живопись, костюм; архитектура же верна традициям готики. В то время как в архитектуре европейских стран начинают преобладать барочные черты, Иниго Джонс начитает строительство первых ренессансных зданий. В этом парадоксе и заключается вся индивидуальность английского искусства, которое, смотря вперед, все равно оглядывается назад. Типично английскими чертами английского искусства объясняется и обилие акварельных пейзажей, равного которому нет ни в одной другой стране. Англичане предпочитают малые формы большим: розетки на крышах и капители церквей – статуям на фасадах и тщательно выписанные на пергаменте и на картоне миниатюры. Английские портретисты елизаветинской эпохи были почти без исключения иностранцами вроде Эворта и отца и сына Герартсов; английским художникам осталась лишь миниатюра, но миниатюрные портреты, особенно Николаса Хиллиарда и Исаака Оливера, по качеству значительно превосходили работы нидерландских художников, выполненные маслом.

Исаак Оливьер

Исаак Оливер

 

Английская портретная миниатюра является синтезом различных течений, результатом взаимодействия разных стран и культур. сыграв огромную роль в политический делах, она не утратила своего очарования, оставшись до конца предметом очень личным, нежели публичным. С уходом Николаса Хиллиарда и Исаака Оливера была потеряна те неповторимая линия миниатюрных портретов. Но именно она сформировала основные черты английской школы портрета, которые прослеживаются во многих произведениях последующих эпох.

Текст: Лия Окрошидзе

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ