Интервью с питерским художником Андреем Люблинским, создателем скандальных «красных человечков», которых каждый норовит сжечь.
В декабре 2015 года в «Электромузее» открылась экспозиция питерского художника Андрея Люблинского «Антропоморфные, зооморфные и машинки». Название выставки неслучайно — это три темы в творчестве, которые интересуют художника больше всего. Вообще все объекты Люблинского — это отсылка к творчеству Малевича и к пиксельной графике. Что их объединяет — все они наполнены оптимизмом, юмором и жаждой жизни.
Впервые имя Люблинского громко ворвалось в СМИ и изменило жизнь современного паблик-арта (искусство в городском пространстве. — Прим. «365») с появлением красных человечков в Перми. Это было в 2011 году, когда прежним директором Пермского музея современного искусства PERMM был Марат Гельман. Недовольству жителей не было предела, и очень быстро красные человечки приобрели свою скандальную репутацию. Но не все работы Андрея Люблинского воспринимаются негативно. Так, в 2014 году в Парке Горького плавал огромный желтый утенок, привлекавший к себе внимание посетителей парка и навсегда оставшийся на многих фотографиях.
Главный редактор «365» Яна Харина пообщалась с Андреем Люблинским и попыталась выяснить, не устал ли он от «красных человечков», какими качествами должен обладать художник, создающих паблик-арт, и почему он не хочет заняться чем-то еще.
Почти каждое ваше интервью не обходится без вопроса про «красных человечков». Андрей, вам не кажется, что они стали не только вашей визитной карточкой, но и неким ярлыком для всего творчества?
Не кажется, именно так и есть. Не могу сказать, что меня это как-то сильно коробит или раздражает, наоборот – я невероятно счастлив от того, что придумал такую вещь, которая может быть моей визитной карточкой, это та ситуация, когда работу знают лучше, чем ее автора.
Выставка «Антропоморфные, зооморфные и машинки» Андрея Люблинского
Объекты паблик-арта обычно должны коммуницировать с горожанами. Как вы думаете, на какой разговор, располагают ваши скульптуры (и я не говорю о многострадальных «красных человечках»)?
Стоит признать, что мои работы в среде – не всегда и не совсем паблик-арт, большей частью – просто объекты, тем не менее на них очень любят карабкаться и взбираться, очевидно принимая их за нечто наподобие спортивных снарядов. Это происходит от того, что люди привыкли к обычным памятникам и, увидев что-то другое, тут же пытаются отыскать какую-то функцию у объекта.
Все работы говорят, что вы человек очень яркий, эмоциональный и с чувством юмора. Вообще какими качествами должен обладать художник, чтобы создавать объекты для паблик-арта?
В первую очередь – алчностью, потому что временные инсталляции могут приносить неплохие гонорары. Жажда наживы – одна из лучших мотиваций.
Выставка «Антропоморфные, зооморфные и машинки» Андрея Люблинского
В одном из интервью вы сказали, что многие вас не считают художником. Скажите, что может быть причиной такого мнения людей?
Главных причины, на мой взгляд, две – зависть и тупость.
Ваши работы – смесь компьютерных игр и векторной графики. Это дань эпохе Интернета?
Я рос как художник во времена, когда компьютер только начинал входить в повседневную жизнь. И, конечно, выражаясь вновь актуальным языком, мое творчество сформировалось под воздействием «тлетворного влияния Запада» в первую очередь.
Как случайный предмет или образ, который попадает в поле вашего зрения, становится в дальнейшем объектом искусства? Вы находите их в своих чертогах разума или создаете сразу то, что пришло в голову?
Чертоги разума имеют место у главного героя известного сериала (сериал «Шерлок». — Прим. «365»), в моем случае все обстоит несколько проще – я стараюсь работать с вещами, объектами, явлениями и персонажами, зачастую – узнаваемыми на уровне пиктограммы, которые мне приятны и/или интересны.
Многие работы, созданные для паблик-арта, утилизируются. Вам не жалко «терять» своих?
Практически все мои работы тиражируются, и если объект щедро оплачен, то дальнейшая его судьба в руках у покупателя. Не жалко. Если совсем приспичит – могу заказать такой же для себя и поставить на даче, в огороде например.
Выставка «Антропоморфные, зооморфные и машинки» Андрея Люблинского
Все Ваши работы созданы, явно, не без чувства юмора и носят оптимистичный характер. Скажи, а Вы не хотите сделать что-то остро-социальное? Или такое, что будет не похоже на всё, что вы делали раньше?
Дело в том, что работаю я очень давно и практически круглосуточно, но известен, в основном, как автор «красных человечков». И я постоянно делаю какие-то новые вещи, некоторые из них не похожи на ранее созданные объекты, не бросая при этом старые проекты, которые и приносят основной доход. Что-то новое продать гораздо сложней. Разумеется, выставлять новые проекты тоже сложнее и дороже, чем старые.
Что касается остро-социальных вещей – их у меня более чем предостаточно. Четыре года назад я был куратором и участником выставки «Говно», абсолютно социальный проект, о безобразной ситуации в СПб, в разных сферах городской жизни. Или, вот, например, в прошлом году в соавторстве с петербургским скульптором Константином Новиковым мы сделали реплики на памятники Ленину, разрушенные на Украине. Кстати, эти реплики, собранные из строительного мусора, были в выставлены в Смольном, в кабинете Ленина, прямо в том, где ходоки и кресла в белых чехлах.
Реплики на памятники В. Ленину в Смольном соборе,
И снова вернемся к выставке «Антропоморфные, зооморфные и машинки». Можете выделить работы, создание которых по какой-то причине вам запомнилось больше всего?
Пожалуй, это «9 горящих автомобилей». Работа была сделана с большим трудом, а накануне выставки, благодаря космической тупости сотрудников галереи, на нас чуть было не подала в суд компания «Кока-кола», от подробностей воздержусь, тем более это все случилось около 10-ти лет назад.
Выставка «Антропоморфные, зооморфные и машинки» Андрея Люблинского
Если бы вы не занимались искусством, то что бы делали?
Никогда не думал об этом, я больше ничего не умею.
Значит, известное выражение «Талантливый человек — талантлив во всем» к вам не применимо?
Нет. Меня вообще смущают деятели, которые сегодня рисуют, а завтра играют на чем-нибудь. Продукт у них — говно, но встречаются редкие исключения, конечно. Я за профессионализм.
Мне кажется, что все-таки стоит попробовать себя в чем-то еще.
Это было бы преступлением с моей стороны. Когда я говорю, что рисую почти круглосуточно — это правда. Без выходных. Нон-стопом. У меня ни разу не было творческого кризиса, ни одного!
Вы счастливый человек!
Просто я знаю, что делаю и знаю — как надо делать. И после этого, вы можете представить, чтобы я еще чем-то занялся?
Определенно, нет. Занимайтесь только своим делом!
Спасибо! (Улыбается. — Прим. «365»).
Выставка «Антропоморфные, зооморфные и машинки» продлится до 31 января в «Электромузее».