В России мало известно о таком художнике, как Альфонс Муха. Но его значение в культурной жизни столь велико, что обойти стороной знаменитого чешского живописца, театрального художника, иллюстратора, ювелирного дизайнера и плакатиста по совместительству не представляется возможным. Альфонс Муха — один из наиболее известных представителей стиля модерн, который жил и работал на рубеже XIX и XX веков.
Альфонс Муха
Стиль модерн — стиль женщин и цветов. В изображении этих любимых художниками эпохи сюжетом Муха достиг поразительных успехов. Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, окутанные водопадом прихотливо изогнутых кудрей, драпировок и цветов принесли ему славу, достаток и популярность.
При жизни чешский художник более был известен под своим французским прозвищем Мюша, сам он всегда подчеркивал свое славянское происхождение. Например, в одежде. На старых фотографиях, на страницах мемуаров, в статьях журналов и газет вы чаще встретите его в расшитой национальными узорами косоворотке, подпоясанной неизменным кушаком.
Муха стал знаменит после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Муха выступал и как дизайнер постановок, проходивших в этих театрах; по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения.
Афиши к спектаклям Сары Бернар
В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги. В том же стиле Арт-нуво художник создавал и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900), которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров.
Именно плакаты, созданием которых Альфонс Муха занимался в 1895-1905 годах, выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна — стиля, возникшего под влиянием индустриального прогресса и эстетики символизма. Альфонс Муха стал очень знаменит еще при жизни, в конце 19 века работы художника экспонировались во всех основных столицах Европы и в США. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. С середины 1920-х годов Муха изменил направление своего творчества. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянских народов (чехов, поляков, болгар, русских и других), и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
«Славянская Эпопея» стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, зато выполненной художником с поразительным профессионализмом.
Из серии «Славянская эпопея»
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апофеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
Украшение для корсажа «Крылатый змей», Жорж Фуке по рисункам Альфонса Мухи, 1902 (Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг)
Творчества Альфонса Мухи можно назвать как «искусство для информации», хотя бы потому что он приобрел широкую известность, как автор этикеток и виньеток для товаров народного потребления, от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек. Роскошные, чувственные и томные женщины тысячами тиражировались в плакатах, арт постерах, открытках, игральных картах.
В центре своих плакатов Муха помещал идеализированный образ женщины, собственно все его творчество посвящено женщине: плавность линий, близость к природным формам, отказ от заостренных углов – эти характерные приметы Арт-нуво оставляли неизгладимое впечатление.
Сам женский образ использовался тогда в рекламных целях впервые, но история показала, какой успех приобрел этот опыт, и по сей день использующийся специалистами таких ведущих в области рекламной индустрии стран как США.
Несмотря на выбор столь «нежной» тематики, в работах отсутствует слащавость, чего не скажешь о современных аналогах. Возможно, здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что эстетика чешского художника формировалась под влиянием средневековых сюжетов и кельтской мифологии. Это, с одной стороны, внесло разнообразие символики в его творения, и, с другой стороны, способствовало орнаментальному усложнению многих плакатов.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Исходя из всего вышесказанного, остается отметить лишь то, что Альфонс Муха является одной из основополагающих персон в становлении культурной жизни в конце XIX начале XX веков. Муха, по истине, был и навсегда останется очень разносторонним художником, который внес огромный вклад в историю развития изобразительного искусства.
Текст: Дарья Краснова