Аэрофотограф Кацпер Ковальски: «Когда фотография подписана – она становится как дорожный знак

9 декабря 2015, 18:18

Интервью с известным польским аэрофотографом Кацпером Ковальски о разрушительном влиянии человека на природу и цену, которую нам за это придется заплатить.

9 декабря в «Центре фотографии имени братьев Люмьер» открывается выставка аэрофотографа, лауреата многочисленных международных премий Кацпера Ковальски. Работы Ковальски – это урбанистические и природные пейзажи, сделанные с параплана. Автор идет дальше простого представления о сюжете, стремится придать ему второе значение, точнее сделать так, чтобы второе значение обозначил сам зритель.

Корреспонденту «365» удалось побеседовать со знаменитым, уже далеко за пределами родной Польши, новатором и выяснить, какие глобальные проблемы затрагивает автор в своих работах, что же такое «побочные эффекты» и какую цену человечеству придется за них заплатить.

Кацпер, вы начали свой путь в искусстве с архитектуры, так что вопрос вполне естественный: как вы пришли к фотографии?

Не могу назвать себя фотографом, потому что я просто пользуюсь языком фотографии, чтобы показать свою страсть и зависимость от нее. Я начал летать в 1996 году и в это же время стал изучать архитектуру. После окончания учебы я проработал по профессии пару лет, но понял, что это не мое. Абсолютно ненавижу сидеть в студии и что-то делать специально, не потому что тебе этого хочется, а потому что так надо. А у полета нет причин, точнее тебе не надо никаких предлогов, чтобы оправдать это увлечение, ты берешь и летишь. Я просто люблю воздух. И тогда я решил все-таки найти какое-то применение своему увлечению, как-то его оправдать. И нашел его в фотографии. То есть для меня это словно билет, который позволяет быть на 150-метровой высоте.

Как приобретенные навыки архитектуры пригодились при создании фотографий?

Вся архитектура говорит языком изображения, то есть без него вы никак не построите композицию скульптуры, не придадите ей ощущения воздуха и тому подобное. У фотографии тот же язык… но не в моих работах. У моих коллег-фотографов именно так, но для себя я выбрал другой путь, все абсолютно по наитию. Хотя, конечно, в душе я по-прежнему остаюсь отчасти архитектором. Я смотрю сверху на землю и как бы визуально создаю для себя скульптуру из предметов, которые вижу внизу, как и архитектор работаю с планами.

11

Вы утверждаете, что Вы не профессиональный фотограф, но часто приходится общаться в профессиональных кругах, где встречаются критики. А как Вы сами относитесь к себе и к своим работам?

Я самокритичен, даже очень. Наверное, именно поэтому я не подписываю свои картины и пока не работаю с агентствами. Я просто делаю то, что мне нравится, и делюсь этим с людьми. Но это круто, когда не надо что-то делать на заказ, так ты чувствуешь абсолютную свободу действий.

 

«У моих коллег-фотографов именно так, но для себя я выбрал другой путь, все абсолютно по наитию»

 

А есть ли у вас снимок Вашей мечты? Например, какая-то идея, которую Вам бы очень хотелось воплотить в жизнь, но пока не получается.

Даже не знаю… Все фотографии мечты вокруг меня, только бери и щелкай. Я вообще счастливчик, так как я летаю вокруг моего дома и делаю фотографии моих «соседей». В этом и мечта, показать мою Родину. Вот нет пока у меня желания показать пустыню или Великую Китайскую стену. Это было со мной, когда я только начинал фотографировать и мечтал летать на длинные дистанции и снимать красоты по всему миру. Но потом я осознал, что хочу показывать именно то, что рядом, то родное, что могу передать именно я, то, что знакомо мне не понаслышке.

j9FMKyz_AwE

В ваших фотографиях часто остается пространство не только для фантазий зрителя, но и пища для размышлений на разные вечные вопросы. Один из таких вопросов, как мне кажется, это «что все-таки является естественной средой обитания человека?» А для себя вы уже ответили на него?

Да. И продолжаю отвечать. Мой ответ на этот вопрос в фотографиях. Я специально не подписываю их, потому что когда фотография подписана – она становится как дорожный знак. У нее только одно значение и больше никакого. К этому нас приучили современные СМИ. Видим фото, ищем подпись и еще с удовольствием ищем объяснения, что мы должны на эту тему думать. Поэтому обычно, когда зритель видит мою неподписанную фотографию, то сначала немного раздражается. Но затем это приводит в действие его воображение и позволяет почувствовать то, что чувствую я, когда лечу. Потому что, когда я лечу, там же нет никаких подписей. Мне кажется, что в этом всем больше правды, и зритель верит, что это именно фотографии, сделанные мной, что это и есть я.

kacper-kowalski-2

Выставка «Побочные эффекты» во многом затрагивает известные и острые проблемы экологии. А как Вы считаете, технический прогресс возможен без побочных эффектов?

Разумеется, нет. Тут скорее вопрос состоит в том, какую цену, мы, как люди, можем заплатить за комфортную жизнь. Я часто слышу фразы, типа «что люди сделали природе», но это чепуха, потому что если мы что-то кому-то сделали или сделаем, то сделаем мы это исключительно себе, то есть людям. Ведь если случится катаклизм, и все человечество погибнет, то природа через какой-нибудь миллион лет восстановиться в такой же прекрасной первозданной форме, но уже без нас. И есть еще одна существенная вещь в вопросе цены – субъективная оценка того, что является хорошим, а что плохим. К примеру, возьмем ветряные мельницы. Некоторые говорят, что они очень удобны и хороши с точки зрения экологии, а другие говорят, что ветряные мельницы вырабатывают столько же энергии, сколько стоит их изготовление, сервис и утилизация. Тогда подключаются опять первые и говорят, что это только первое поколение производства и следующее будет лучше, тогда вторые заявляют, что это нарушает пейзаж, убивает птиц, да и вообще производит много шума. То есть все в мире является определенным маятником, и каждый сам решает, что хорошо, а что плохо, и какое «плохо» мы можем заплатить за «хорошо».

Kowalski04

Часто фотографы приходят к новым формам, а именно к видео. Например, достойным примером может служить известный фильм Грегори Кольбера «Пепел и снег». А у вас в планах есть производство кино?

Очень хороший вопрос, так как технология съемки фильмов уже сама берет и просится ко мне в руки. Я могу использовать дрон, и мне даже не обязательно летать, чтобы самому что-то сфотографировать или снять. Но, как я уже говорил, для меня самое важное это иметь повод для полетов. Сейчас я снимаю то, что скорее можно назвать видеоартом. После полета я воссоздаю свои впечатления, которые получил в небе. Это что-то вроде съемок сна, абсолютно новая технология. Фильм можно будет посмотреть через год.  Это не будет что-то грандиозно новое в плане сюжета, скорее, экранизация «Побочных эффектов». В этом проекте я воссоздаю воспоминания от полетов. Ведь очень часто то, что я вижу на фотографиях, совершенно не совпадает с тем, что я помню, что видел сам во время полетов. Поэтому пора бы уже совместить все эти полеты во сне и наяву.

 

Выставку «Побочные эффекты» можно будет посетить с 9 декабря 2015  года по 31 января 2016 в «Центре фотографии имени братьев Люмьер».

Текст: Дарья Кузьмина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ