Родиной дизайна традиционно считается Великобритания. Промышленная революция XIX века обеспечила многим английским товарам серийность производства. Новые поделки, однако, выглядели грубовато-примитивными, виной чему было несовершенство технологий. Именно тогда Уильям Моррис и основал «Движение искусств и ремесел», целью которого стало возрождение средневекового ремесленного производства – изготовления штучных товаров вручную и использования изысканного декора, отличительными чертами которого была уникальность и качество.
Моррис резко выступал против машинного производства (что неизбежно делало изделия весьма дорогостоящими). Он грезил о гармоничном синтезе физической и интеллектуальной работы. Понятие синтеза вообще являлось одним из ключевых в мировоззрении Морриса: традиционная английская готика и природные мотивы должны были соединиться посредством творческой интуиции художника, образуя причудливые фантастические формы. Впоследствии из зерна этой идеи разовьется стиль «модерн». Пока же Моррис увлеченно работает над созданием своей художественной концепции, объединяющей архитектуру, живопись и декоративное искусство.
Для воплощения своих задумок Моррис возводит «Красный дом» (свое название здание получает благодаря неоштукатуренным стенам): фабрику по созданию декоративных предметов. В это же время он основывает компанию «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко», занимающуюся производством декоративно-прикладных вещей. Многопрофильность и узнаваемый стиль стали визитной карточкой Морриса.
В XX веке с развитием современных технологий становится все легче сохранять индивидуальность вещи даже в серийном производстве. Благодаря же цифровой революции XXI века в дизайне происходит настоящий прорыв. Больше нет необходимости выбирать между рациональностью проектирования и уникальностью замысла. Оба творческих идеала могут одновременно быть воплощены в реальности. Современный дизайн развивается уже в направлении задействования компьютерных технологий: разрабатываются мультимедийные инсталляции на стыке науки и искусства, ведется бесконечный поиск новых форм и способов их воплощения. Цифровые технологии идут рука об руку с искусной выделкой, ранее присущей лишь ручной работе. Однако во всех новейших поисках британских дизайнеров незримо присутствуют идеи Уильяма Морриса.
Обои-видеопроекция. Своим принтом обязаны известному рисунку Морриса «Ветви ивы». Благодаря задействованию видеопроектора, образ получает непредставимую ранее динамику: настенный рисунок в буквальном смысле оживает – на иве расцветают бутоны, ветви ее гнутся под невидимым ветром, с них, растворяясь на лету, осыпаются листья. Привычный сюжет наполняется внутренней жизнью.
Мультимедиа композиция британского художника выполнена с опорой на идеи авангардистов XX века. Программа конвертирования звуков в изображения – торжество программируемого дизайна – написана Куайолой лично. Изощренные динамические структуры, разворачивающиеся на специальном экране, напоминают изменчивые природные ландшафты. Кстати, музыкальный код произведения, «Ночной Гаспар» Мориса Равеля, считается одним из самых технически трудных фортепианных циклов.
Стул из стекловолокна. Создан при задействовании метода отображения криволинейных пространств при помощи треугольников. Реальное кресло выглядит точь-в-точь как своя цифровая модель, тем самым иллюстрируя все набирающую популярность идею о самодостаточности цифровой эстетики. «Технологии – это средство достижения цели, они облегчают процессы и, как по волшебству, создают математической точности изображения», – говорит о своем детище сам автор.
Художественный костяк работы – творческое переосмысление традиционных форм: орнаментика вазы отсылает к типичным структурам, но вместе с тем и выходит на новый уровень детализации, воплощая в себе сложные бионические модели. Скрупулезно декорированная ваза являет собой не только предмет искусства, но и математическую модель высокой точности. Сам автор, к слову, первоначально получал образование по керамике и гончарному делу, а затем соединил полученные навыки с новыми цифровыми достижениями.
Мебель из дерева и картона: столы «Менса», кресло «Бравиас» и диван «Радиоляриан». Своей легкой и ажурной композицией напоминают паучью сеть, стебли лиан или даже ошметки древесной коры. Созданы из берёзовой фанеры при помощи технологии лазерной резки (та позволяет вырезать из материала фрагменты любых форм, даже самых сложных). Мебель выполнена в трёх размерах и рассчитана на самые разные интерьеры.
Потолочный светильник от культового британского дизайнера. Вырезан из невесомых листов металла посредством техники фото-офорта (травление кислотой по металлу). При создании автор опирался на математический анализ природных форм: светильник выполнен в форме неправильной пятигранной сферы. В разобранном состоянии легко влезет в почтовый конверт.
Разрабатывая модель стульев для учебных заведений, молодые дизайнеры интерьеров из Англии (в последнее время работают под брендом Barber&Osgerby) опирались на данные Высшей технической школы Цюриха. Результатом исследований пользы наклонов под разными градусами для стимулирования умственной деятельности стала единственная в мире модель стула, на котором свободно можно, во-первых, раскачиваться, а во-вторых, фиксировать его в удобном положении.
Еще более радикальный подход к вопросу уникальности дизайнерских изделий. Дизайнер Асса Ашуач написал программу, благодаря которой любой человек может поучаствовать в процессе создания лампы: цвет и форма настольного светильника изменяются в компьютерном приложении в соответствии с желаниями заказчика. Далее достаточно оформить заказ, и распечатанный на 3D-принтере светильник украсит ваш дом. Уильям Моррис бы оценил.
Текст: Екатерина Майорова