Выставка «19/92 Сначала» в ММОМА
В 2000 году Зураб Церетели предложил школе войти в состав Московского Музея современного искусства со своей образовательной программой. «Это был переломный момент, так как учебное заведение — это что-то совершенно особенное! Спасибо Василию Церетели за вклад в развитие молодого искусства и поддержку выставочной программы, где современные художники могут попробовать себя в музейной сфере», — поделилась на открытии выставки руководитель Школы Дарья Камышникова. Перед кураторами стояла непростая задача — отобразить ретроспективу развития учебного заведения в течение 25 лет. В этом году школа отмечает свой маленький юбилей — 25 лет, поэтому в экспозиции «19/92» зашифрован год ее основания. Выставка позиционируется как дом, через который прошли разные поколения. «Кстати, выбор площадки оказался неслучайным. В скором времени здание, где сейчас проходит экспозиция, станет домом Школы современного искусства», — дополнила свою речь Камышникова.
Освобождение «Черного квадрата»
Мероприятие открылось перформансом «Освобождение Черного квадрата». Главными исполнительницами номера выступили выпускницы школы — Аля Хестанти, Мари Сокол и Яша Мохначева-Яворская. Произведение Малевича установили во внутреннем дворике ММОМА. Художницы перенесли жизнь квадрата из плоскости в мир, подарив ему объем. Фигура была перетянута веревками и, как любой узник, требовала немедленного освобождения. Неожиданно, с разных сторон, к квадрату стали подходить три персонажа, своим образом вступавшие в противоречие друг с другом, — белоснежная балерина на пуантах в рубашке, небрежно заправленной под пачку, современный Пьеро с огненно-рыжими волосами и выбеленным лицом, и героиня-ночь, одетая в темный балахон с массивной черной полоской на лице на уровне глаз. Девушки тянули концы веревок в разные стороны. Это давалось им с большим трудом и усилиями, что было выражено в ярком и эмоциональном танце. Кульминация соответствует названию перформанса — квадрат был освобожден. Стенки фигуры растворились, и оттуда взмыли черно-белые шарики, оставляя зрителя в одиночестве размышлять над извечной и спорной загадкой автора знаменитой картины.
Татьяна Баданина «Белые одежды»
В начале экспозиции привлекает внимание одна из самых ярких и чувственных работ «Белые одежды», созданная художницей Татьяной Баданиной. В зале с приглушенным светом на кирпичной стене висят 10 бумажных макетов платьев. Они настолько воздушные и невесомые, как будто находятся вовсе не в темном помещении, а где-то на улице, где мягкий свет и прохлада раннего утра. Так парит свежевыстиранное белое белье как символ легкости и начала новой жизни. Платья выполнены в техниках с применением разных материалов и подсвечиваются изнутри. Кружевные и гофрированные бумажные юбки заставляют усомниться в том, что они сделаны не из ткани — настолько реалистично выглядят неземные наряды. На создание этой экспозиции Татьяну вдохновила репродукция ризы Пресвятой Богородицы и эскизы одежды ее дочери.
Ирина Ива «Умножающий знание, умножает печаль…»
Совсем другая атмосфера царит в зале, где большинство работ было представлено серией «Инсектициды» Антона Кузнецова. Опасное и тревожное настроение охватывает зрителя при взгляде на работы автора. Само по себе слово «инсектициды» обозначает ядовитое химическое вещество, применяемое для уничтожения насекомых вредителей. Экспозиция посвящена Первой мировой войне. В своих произведениях художник проводит некую параллель между нашествием паразитов и началом войны. Помимо картин в углу зала, как артефакт, лежат человеческие черепа, увенчанные разнообразными названиями химических элементов, которые как будто говорят: «Борьба за мир обходится людям очень дорого, и его цена измеряется миллионами и тысячами человеческих жизней».
Антон Кузнецов «Инсектициды»
Серия «Двойная мимикрия» Владимира Потапова отсылает зрителей к размышлению о вмешательстве в нашу жизнь виртуальной реальности. Поверх живописных картин с изображением природы наклеены «всплывающие окна windows» с различными комментариями. «Вы действительно, хотите удалить лето в корзину?», — спрашивает цифровой киборг и тащит нас назад, в пучину интернета, социальных сетей и новостей, заставляя забыть о реальности и, возможно, пропустить что-то важное в жизни.
Владимир Потапов, из серии «Двойная мимикрия»
«Живой уголок» Владислава Ефимова транслирует отнюдь не одушевленные предметы — фрагменты резных украшений фасадов разрушенных деревянных домов. Почему же тогда живой? Живой, как вопрос художника обществу «сохраним ли мы историческое наследие, дадим ли ему вторую жизнь или принесем в жертву урбанизации?»
Владислав Ефимов «Живой уголок»
Художница Мария Сафронова, номинант премии Кандинского, очень комплексно представила серию «Распорядок дня», посвященную жизни пациентов психиатрической больницы. «Распорядок дня» — это отсутствие динамики, вынужденная система жизни изолированного общества, ограниченная определенным набором действий и поступков. Автор как будто проводит параллель между распорядком дня пациента и существованием художника в мире искусства. Помимо картин, в зале представлен объемный макет реальной больницы, где очень подробно и точно передана обстановка заведения для душевнобольных.
Мария Сафронова «Распорядок дня — 13:15 Обед. Столовая»
Завершает выставку серия работ, сочетающая в себе рисунки и короткие текстовые наброски, очень напоминающие ребусы. Художники предлагают посетителям поразмышлять на темы об искусстве, начиная с эпохи оттепели в СССР и заканчивая теорией о происхождении перформанса.
Выставка «19/92. Сначала»
Подводя итог, хотелось бы отметить, что выставка «19/92 сначала» была организована с большой любовью и теплотой. В ММОМА царит приятная и располагающая атмосфера к созерцанию и размышлению. Все экспозиции довольно яркие и разноплановые, со своими эмоциональными оттенками и настроением. Каждый посетитель обязательно найдет здесь что-то для себя.
Выставка «19/92. Сначала» проходит в ММОМА на Гоголевском, 10 с 3 июня по 4 сентября 2016 года.
Текст: Ольга Яшаяева