15 января – день рождения Осипа Мандельштама

15 января 2016, 18:19

В честь 125-летия со дня рождения одного из величайших поэтов XX века журнал «365» вспоминает биографию и наиболее интересные стихотворения Осипа Эмильевича.

Осип Мандельштам родился в 1891 году в семье богатого купца еврейского происхождения Эмилия Вениаминовича. Будущий поэт получил образование в Тенишевском училище в Петербурге, после этого учился в парижской Сорбонне, Гейдельбергском университете, в Петербургском университете, но не закончил ни одного из этих курсов. В студенческие годы Мандельштам знакомится с Ахматовой, Гумилевым, Блоком, посещает встречи «Цеха поэтов». Примерно в это же время выходит первый сборник стихов под названием «Камень».

После октябрьской революции поэт принимает решение остаться в России, несмотря на возможность бежать за границу. В 1919 году Осип Эмильевич знакомится с будущей женой Надеждой Яковлевной Хазиной. В 1922 году выходит второй сборник стихотворений «Tristia» на основе материала, созданного в годы Первой мировой войны и революции. Последний же прижизненный сборник поэта «Стихотворения» вышел в 1928 году.

В 30-х годах поэтический дар Мандельштама достигает расцвета, но его произведения нигде не печатаются. Тем не менее, у поэта не было особенно острых конфликтов с властями, в том числе, благодаря заступничеству Николая Бухарина. В 1933 году под впечатлением от голода в Крыму Осип Эмильевич пишет стихотворение-эпиграмму о Сталине «Кремлевский горец» и читает его примерно пятнадцати людям, в том числе и Борису Пастернаку, который называет этот поступок самоубийством. После доноса одного из слушателей Мандельштама отправляют в ссылку в Пермский край, но после вмешательства Бухарина разрешают самостоятельно выбрать место жительства. Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна выбрали Воронеж. После окончания срока ссылки в 1937 году Мандельштамы возвращаются в Москву, что стало поводом для повторного ареста поэта, приговоренного к пяти годам в исправительно-трудовом лагере. В 1938 году в пересыльном лагере на Дальнем Востоке Осип Эмильевич умирает от сердечной астмы. Поэт был реабилитирован посмертно в 1956 и 1987 годах.

97432659_Osip_Mandelshtam_v_tyurme

Стихотворения

«Адмиралтейство», май 1913

В столице северной томится пыльный тополь,

Запутался в листве прозрачный циферблат,

И в темной зелени фрегат или акрополь

Сияет издали — воде и небу брат.

 

Ладья воздушная и мачта-недотрога,

Служа линейкою преемникам Петра,

Он учит: красота — не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

 

Нам четырех стихий приязненно господство,

Но создал пятую свободный человек:

Не отрицает ли пространства превосходство

Сей целомудренно построенный ковчег?

 

Сердито лепятся капризные Медузы,

Как плуги брошены, ржавеют якоря —

И вот разорваны трех измерений узы

И открываются всемирные моря.

Это стихотворение вошло в первый сборник Мандельштама «Камень». Произведения этого периода написаны под влиянием акмеизма и идей ясности, точности поэтического образа и изображения земной красоты, во многих стихотворениях присутствуют отсылки к античной культуре.



maxresdefault (1)

 

 

«Сестры тяжесть и нежность…», март 1920

Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы.

Медуницы и осы тяжелую розу сосут.

Человек умирает. Песок остывает согретый,

И вчерашнее солнце на черных носилках несут.

 

Ах, тяжелые соты и нежные сети,

Легче камень поднять, чем имя твое повторить!

У меня остается одна забота на свете:

Золотая забота, как времени бремя избыть.

 

Словно темную воду, я пью помутившийся воздух.

Время вспахано плугом, и роза землею была.

В медленном водовороте тяжелые нежные розы,

Розы тяжесть и нежность в двойные венки заплела!

Стихотворение из сборника «Tristia», в котором начинается становление индивидуального стиля поэта и эксперименты с размерами.

slide_5 (1)

 

 

«Век», 1922

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Кровь-строительница хлещет

Горлом из земных вещей,

Захребетник лишь трепещет

На пороге новых дней.

 

Тварь, покуда жизнь хватает,

Донести хребет должна,

И невидимым играет

Позвоночником волна.

Словно нежный хрящ ребенка

Век младенческой земли —

Снова в жертву, как ягненка,

Темя жизни принесли.

 

Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый мир начать,

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать.

Это век волну колышет

Человеческой тоской,

И в траве гадюка дышит

Мерой века золотой.

 

И еще набухнут почки,

Брызнет зелени побег,

Но разбит твой позвоночник,

Мой прекрасный жалкий век!

И с бессмысленной улыбкой

Вспять глядишь, жесток и слаб,

Словно зверь, когда-то гибкий,

На следы своих же лап.

 

Кровь-строительница хлещет

Горлом из земных вещей,

И горячей рыбой мещет

В берег теплый хрящ морей.

И с высокой сетки птичьей,

От лазурных влажных глыб

Льется, льется безразличье

На смертельный твой ушиб.

Период 20-х годов исследователи творчества Мандельштама называют «поэтикой ассоциаций», что ярко проявляется в данном стихотворении. С одной стороны, такой подход напоминает о символизме, но здесь слова не являются ограниченными, общепризнанными образами, а вызывают целую систему взаимосвязанных смыслов. Также многие произведения этого периода отличаются фрагментарностью и внутренней разрозненностью. Это связано с тем, что зачастую во время работы Мандельштам мог поменять концепцию стихотворения, отбросить некоторые строфы, в результате чего получались сложные поэтические конструкции.

detailed_picture

 

«За гремучую доблесть грядущих веков…», март 1931

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей,—

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

 

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей:

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей…

 

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе;

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе.

 

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

После паузы в написании стихотворений в 1925-1930 годах Мандельштам возобновляет поэтическую работу после командировки в Армению и знакомством с Борисом Кузиным, в дальнейшем одним из ближайших друзей поэта. Произведения этого времени, написанные по возвращении в Москву, пропитаны тревогой и неуверенностью. Поэт отходит от античной эстетики в сторону бытовых образов, взятых прямо из окружающей жизни со всей её полнотой.

«Еще не умер ты…», январь 1937

Еще не умер ты, еще ты не один,

Покуда с нищенкой-подругой

Ты наслаждаешься величием равнин

И мглой, и холодом, и вьюгой.

 

В роскошной бедности, в могучей нищете

Живи спокоен и утешен.

Благословенны дни и ночи те,

И сладкогласный труд безгрешен.

 

Несчастлив тот, кого, как тень его,

Пугает лай и ветер косит,

И беден тот, кто сам полуживой

У тени милостыню просит.

«Еще не умер ты…» — стихотворение из воронежского цикла поэта. Образы морозных равнин, могучих рек и широкого неба сочетаются с античными мифами, а во всех произведениях чувствуется уже не тревога, а спокойная и мудрая горечь Мандельштама, болезненно переживавшего трагичные события в стране.

effcb59d993bcdca0da95dff7ed

В честь юбилея со дня рождения поэта планируется множество мероприятий, среди которых поэтический вечер «Не ограничена еще моя пора…» в Центральном доме литераторов, а также показы фильмов «Сохрани мою речь навсегда» и документального фильма «Тайна архива Мандельштама. Рассказ Сони Богатыревой».

Текст: Анна Гуляева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ