Недавно мы писали о способах доставки больших инсталляций в музеи и на выставочные площадки. Теперь мы немного расскажем о том, что это за произведения.
Авторы: Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон
Год: 1970-е
Место: Калифорния, США
Суть проекта: идея обертывания в ткань повседневных объектов с тем, чтобы придать им статус искусства, родилась у Христо. Постепенно вдвоем с женой они дошли до укутывания целых зданий и ландшафтов. В рамках нынешнего проекта ограда высотой 5,5 метра была протянута по Калифорнии практически на 40 км.
Автор: Олафур Элиассон
Год: 2003
Место: галерея Тейт-Модерн, Лондон
Суть проекта: Олафур объединяет искусство, науку и природные явления, создавая необычный сенсорный опыт. Доминанты проекта – стелющийся по залу туман и огромное искусственное солнце из специальных моно-частотных ламп, в свете которых исчезают все цвета, кроме черного и желтого.
Автор: Ричард Серра
Год: 2005
Место: музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
Суть проекта: восемь гигантских округлых скульптур из кортеновской (особым образом заржавленной) стали. Когда посетитель музея обходит их, у него возникает головокружительное ощущение: пространство начинает двигаться. Весь зал становится гигантским скульптурным полигоном.
Автор: Субодх Гупта
Год: 2006
Место: выставка Nuit blanche (Белая ночь), Париж. В 2010 скульптура куплена французским городом Лилль, где экспонируется на постоянной основе.
Суть проекта: огромный череп, сделанный из любимого материала художника – традиционной индийской кухонной утвари из нержавеющей стали. Произведения Субодха Гупты демонстрируют, как привычные предметы человеческого обихода могут складываться в совершенно нечеловеческие композиции.
Автор: Флорентин Хофман
Год: в 2007 впервые появилась на публике, и с тех пор колесит по миру.
Место: мировые воды – утка-путешественница побывала в заливах Нью-Йорка, Сиднея, Токио, Пекина, Гонконга, Сан-Пауло, Эл-Эй и даже в Баку.
Суть проекта: гигантская желтая надувная утка высотой в 6-этажный дом и весом в без малого тонна, курсирующая по волнам, — произведение, олицетворяющее беззаботность и жизнерадостность. Своей уткой Хофман хотел показать еще и то, что весь мир связан с помощью воды.
Автор: Дорис Сальседо
Год: 2007
Место: галерея Тейт-Модерн, Лондон
Суть проекта: огромная трещина в полу галереи. Работа символизирует разрыв между людьми. Инсталляция вызвала большой общественный резонанс – особенно, после того, как в нее провалились несколько человек (некоторые считали, что трещина нарисована).
Автор: Ай Вэйвэй
Год: 2010
Место: галерея Тейт-Модерн, Лондон
Суть проекта: сто миллионов фарфоровых семян, рассыпанных по полу Турбинного зала галереи Тейт-Модерн. Семена изготовили вручную 1600 китайских рабочих. Своими проектами художник привлекает внимание к проблемам человеческих прав в Китае, к темам перенаселенности и коррупции, а также рассуждает о дешевой рабочей силе, которая играет важную роль в глобальной экономике.
Автор: Брюс Мунро
Год: 2010
Место: Лонг Кнолл, Уилтшир, Англия
Суть проекта: 600 тысяч дисков, из которых художник выложил на поле огромное панно, напоминающее остров, разделенный надвое рекой. Брюс вообще активно использует в своих световых инсталляциях старые CD-диски и светодиоды.
Автор: Давид Черны
Год: 2011
Место: парк Уайтхолл, город Шарлотт, Северная Каролина, США
Суть проекта: гигантская скульптура-фонтан, сделанная в форме мужской головы. Название Metalmorphosis получила из-за металлических платформ и механизма трансформации, который приводит в действие пластины. Те начинают вращение вокруг осей, рассекая пространство под самыми невероятными углами. Для управления виражами была написана специальная компьютерная программа.
Автор: Аниш Капур
Год: 2011
Место: Гран-Пале (Большой дворец), Париж
Суть проекта: скульптура площадью 14 тысяч кв. метров. Чудовищного библейского Лефиафана даже невозможно увидеть полностью. Цель инсталляции – погрузить посетителей в состояние физического и эстетического шока. Есть у скульптуры и гражданская миссия – Аниш посвятил ее другому современному художнику, китайцу Ай Вэйвэю, арестованному за критику властей. Произведения Аниша Капура – классика мегаломанской скульптуры.
Автор: Сьюард Джонсон
Год: 2011
Место: Чикаго, США
Суть проекта: инсталляция звезды Мэрилин Монро во всем известной позе из фильма «Зуд седьмого года» – конструкция из нержавеющей стали и алюминия весом в 16 тонн. Кинообраз актрисы Сьюард воспроизвел до мелочей: он досконально изобразил и оттенки кожи, и маникюр, и красную помаду, и даже кружевное белье.
Автор: Стюарт Мёрдок
Год: 2012
Место: Борнмут, Великобритания.
Суть проекта: самый большой шезлонг в мире выстой в восемь с половиной метров и весом почти в шесть тонн установлен на городском пляже британского курорта Борнмут. Туристы и жители города сделали его излюбленным местом для фотографий.
Автор: Каарина Кайкконен
Год: 2012
Место: Центр Кеннеди, Вашингтон
Суть проекта: художница буквально превратила Центр в огромную сушку для белья. Инсталляция создана из многокилометровых бельевых веревок и одежды секонд-хэнд.
Автор: Ричард Джексон
Год: 2013
Место: около Художественного музея в округе Ориндж, Калифорния, США
Суть проекта: скульптура гигантского черного лабрадора, метящего территорию. На открытии Ричард лично залил краску в специальное устройство внутри корпуса собаки, и стена музея была помечена желтыми потеками. Собака, по данным местной газеты, особенно обожаема детьми.
Автор: Рафаэль Гомес Баррос
Год: 2014
Место: галерея Чарльза Саатчи, Лондон
Суть проекта: рой гигантских муравьев поселился в галерее Саатчи. Насекомые повсюду: на полу, стенах, потолке. Размер каждого муравья – примерно 50 см. Собраны муравьи из резины, стекловолокна и даже фрагментов человеческого черепа. Проект призван символизировать бедственное положение всех наемных работников мира, вынужденно иммигрировавших из родных стран.
Текст: Екатерина Майорова