Вчера, 15 июня, исполнилось ровно тридцать лет с того момента, как в Эрмитаже известная работа Рембрандта «Даная» была облита серной кислотой. К сожалению, это далеко не единственный случай порчи произведений искусства.
В 1987 году в Национальной галерее Лондона в картину выстрелили. Роберт Кембридж, совершивший выстрел, заявил, что так он выражает свое недовольство по поводу «политической, социальной и экономической ситуации в Великобритании».
Эта картина Рембрандта обзавелась поклонниками не только в кругу ценителей искусства, но и среди вандалов: картину портили трижды. Первый инцидент произошел в 1911 году. Мужчина попытался накинуться на полотно с ножом, однако нож не прошел через толстый слой краски. Следующий акт вандализма случился с картиной в 1975 году. Учитель по имени Вильям де Рийк осуществил задумку своего «предшественника» и всё-таки ударил картину ножом. По словам учителя, его на этот поступок побудил слышимый им голос Господа.
А в 1990 году «Ночной Дозор» постигла участь уже упомянутой «Данаи»: картину облили серной кислотой.
В истории картины в буквальном смысле отметился иконописец Иван Балашов. В 1913 во время посещения Третьяковской галереи у молодого человека случился припадок – Балашов был душевно болен – и с криками «Довольно крови!» он изрезал знаменитое полотно. Благодаря талантливым реставраторам, картина была восставлена в первоначальном ее виде.
1914 год стал роковым для известного творения Веласкеса. Суфражистка (участница движения против дискриминации женщин) Мэри Ричардсон с помощью топора для мяса нанесла семь ударов по картине. Ричардсон заявила, что пыталась уничтожить изображение «самой красивой женщины в мифологической истории» в качестве протеста против ареста миссис Панкхерст (британской политической деятельницы), женщины «с самым доблестным характером». Также Мэри Ричардсон подчеркнула, что еще ее раздражало, «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру».
Известнейшая картина – одно из самых охраняемых произведений искусства в мире. Сейчас. А до того, как картину поместили под пуленепробиваемое стекло, она пережила целых четыре нападения. В 1956 году турист кинул в картину камень и слегка поцарапал полотно; позже, в том же году, в картину снова кидали камнем; в 1974 году «Мону Лизу» пытались облить краской и, наконец, в 1977 году, русская туристка кинула в «Джоконду» сувенирной кружкой из Лувра.
Картина была испорчена в 2006 году школьником, который на полотно стоимостью более миллиона долларов просто… прилепил жвачку. Реставраторы жвачку отскребли, но особенно внимательные поклонники творчества Франкентален говорят, что пятнышко на «Заливе» всё-таки осталось.
Из всех вариантов порчи картин произведению Твомбли достался самый приятный – в 2007 году художница Ринди Сэм поцеловала картину. Помада у Сэм – на зависть любительницам макияжа – оказалась сверхстойкая: реставраторы использовали 30 химических средств, и ни одно из них не стерло следы поцелуя. Ринди Сэм свой поступок вандализмом не считает; по ее словам, она поцеловала картину, чтобы выразить свою симпатию.
В 2012 году свои «изменения» в картину внес 22-летний студент Уриэль Ландерос. С помощью трафарета и краски из баллончика он оставил на полотне надпись «Conquista» (в пер. с испанского – завоевание, захват) и изображение быка и тореадора. Позже, Ландерос выложил на Youtube своё видеообращение, в котором заявил, что не хотел уничтожить картину и сетовал на то, что «наше общество стало испорченным, жаждущим войны, убивающим и насилующим»
Свою лепту в историю порчи картин внес и российский художник Владимир Уманец, оставив на картине Марка Ротка свою подпись. Уманец не только не раскаялся в своем поступке, но и не раз заявлял в СМИ, что своей подписью повысил стоимость картины.
Видимо, черный маркер вытеснил среди вандалов моду на ножи. Именно черным маркером было совершено последнее известное «преступление» против картины – посетительница филиала Лувра в Лансе оставила на картине подпись «AE911». Вероятно, подразумевалась ассоциация «Архитекторы и инженеры за правду о сентябре 2001 года» — организация, настаивающая на проведении расследования крупнейшего теракта в истории, произошедшего в Нью-Йорке.
Текст: Алеся Сидненко