«Другой» город в кинематографе

18 июня 2014, 19:20

Мы собрали пять фильмов, которые надо посмотреть не из-за сюжета, а скорее из-за особенного представления городской среды. Пять фильмов, после просмотра которых вы броситесь собирать чемодан и покупать билет.

Тысячелетние и столетние города творят искусство. В кино их красоту восхваляют постоянно. Даже появляется целый раздел в кинематографе, который можно сравнить с глянцевой рекламой духов, только эти двухчасовые фильмы рекламируют Нью-Йорк, Париж и Барселону. Мы, в свою очередь, решили подобрать фильмы, которые создают свой воображаемый город исподволь.  Сквозь сюжетную канву незаметно создается другой город,  которое не очень похож на подарочную открытку.

 Амаркорд

«Амаркорд», 1973 – классика от маэстро Феллини. Оригинальный, эпатажный – как и всё, что творил Федерико, он имеет место быть в крохотном курортном итальянском городке Римини. Это сейчас, услышав «Римини», представляются уездные русские красавиц с чемоданами наперевес, бегущие по магазинам за блестящими сапожками. А тогда Римини был еще итальянским, не русским. Бурлящая жизнь героев-подростков в эпоху дуче Муссолини автобиографична. И зритель погружается в аутентичный итальянский колорит со штукатуренными домами, шумом на улицах, улочках и в переулках, морским воздухом и запахами итальянской кухни. Настоящая Италия, ничуть не меняющаяся – в кадре ностальгирующего Феллини.

 Смерть Чарли Кантримэна

«Опасная иллюзия», которая на самом деле «Смерть Чарли Кантримэна», 2013 – трагикомическая история в декорациях современного Бухареста. Главный герой случайно спутал его с Будапештом и отправился туда по завещанию покойной матери. Не зря перепутал: Бухарест – город волшебный. Таинственный, неизведанный, сохранивший в себе ту уникальность, до которой далеко теперь Парижу, Лондону или Берлину. Бухарест – город, созданный для приключений; погони на стареньких иномарках по историческому центру, побег от румынских бандитов по каменным улочкам, посиделки за сценой в бухарестской филармонии и безумные вечеринки в похожих на ульи хостелах в самом центре румынской столицы. Даже хочется, стереть себе память и посмотреть еще раз, тем более что к красивым видам прилагаются замечательные актеры вроде Мадса Миккельсена, Тиля Швайгера и Руперта Гринта. А если посмотрите в оригинале, еще и услышите Джона Херта.

Кровь и Шоколад

Не удивляйтесь, но ради видов Бухареста – уж очень он загадочен и прекрасен – стоит посмотреть «Кровь и Шоколад». Фильм вышел в 2006 году. Ничего, кроме разочарования не принес, и смотреть его можно только в том случае, если вам интересно, как выглядел Хью Денси до «Ганнибала». Пожалуй, единственное, что удалось создателям фильма – красивый Бухарест и его окрестные леса. Снова волшебство балканской Европы, соборы с гаргульями на фасадах, старинными витражами и особенным, румынским духом.

 Выживут только любовники

Грянувший в апреле фильм от одного из самых загадочных современных режиссеров Джима Джармуша «Выживут только любовники» покорял всех красивой историей любви. Красивее этой истории только виды диковинного Танжера – поднимающиеся в гору мощеные улочки, изящные восточные дома, шум моря. Люди Танжера – его лицо: они шумят, веселятся – и тут же грустят, слушая заунывную и лиричную песню в одном из кафе. Танжер – город, который смог приютить тысячелетних вампиров – в кадре Джармуша становится бессмертным; будто в нем сокрыта тайна вечной жизни.

Антиподом этого марроканского Эдема становится полуразрушенный Детройт – тоже ночной и тоже манящий. Почти заброшенный, он живет только для тех, кто хочет убежать от цивилизации и гонять по темным улицам и любоваться домом Джека Уайта или старым мостом. Детройт у Джармуша похож на заколдованное королевство, погруженное в сон – тихий, еле дышащий, но оттого еще более интересный.

 Джек Райан: теория хаоса

Каждый раз, когда городу в кадре отводится почти что главная роль, все пристально следят за его аутентичностью: в порядке ли вывески магазинов, расположение домов. С этой точки зрения внимания заслуживает шпионский триллер от сэра Кеннета Браны – «Джек Райан: теория хаоса». Сюжет невозможно банален – агент ЦРУ заброшен в Россию на задание. Но если режиссеры обычно выстраивали Москву на зеленом – и иногда синем – фоне, то Брана (очень, кстати, трепетно относящийся к России и любящий Чехова и Толстого) отнесся к этому делу серьезно. Он привез в столицу всю съемочную группу и два дня трудился около библиотеки имени Ленина, на Крымском мосту, в парке Горького и на Большой Якиманке. Получилось в итоге более, чем достоверно: вывески в порядке, Кремль на месте, Парк Горького – тоже, а автомобильная погоня по Якиманке – выше всяких похвал. И даже если сюжет не вызывает ничего, кроме снисходительной усмешки, смотреть обязательно. Где еще в голливудских фильмах вы увидите настоящую Москву?

Текст: Мария Ясакова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ