Жизнь по Звягинцеву

6 февраля 2015, 12:35

Андрей Звягинцев – мастер психологической драмы, режиссер, талант которого ценят критики и зрители в России и за рубежом. Его фильмы – это пронзительные и тонкие истории человеческих судеб, эстетика каждого кадра и сюжет, неизменно уводящий зрителя вниз по кривой трагедии жизни человека.

История самого Звягинцева началась полвека назад в Новосибирске, где он и сделал свои первые шаги на творческом пути, поступив в Новосибирское театральное училище на актерский факультет. Далее – служба в армии,  выступления в качестве конферансье в Новосибирском военном ансамбле и… Москва. ГИТИС, актерский факультет, мастерская Евгения Лазарева.

По окончанию учебы в 1990 году, Звягинцев в театр не пошел, а всерьез увлекся кино. После долгой череды случайных заработков на телевидении, режиссер поставил себе жесткое условие: либо снять в ближайший год свой фильм, пусть с актерами-любителями, пусть с маленьким бюджетом, но свой, либо оставить мечты о режиссуре навсегда.

В 2000 году Звягинцеву предложили снять несколько новелл для детективного сериала под общим названием «Черная комната». Режиссер получил возможность по-настоящему прикоснуться к кино и “почувствовал” профессию. Спустя полгода работы над сериалом, Звягинцев получил предложение от продюсера Дмитрия Лесневского снять полнометражный фильм. Тогда и началась работа над «Возвращением». Через 4 года после триумфа картины в 2003 году, мир увидел новый шедевр режиссера – «Изгнание», в 2011 – «Елену», в 2014 – «Левиафана».

Звягницев не штампует по одному фильму в год. Каждая следующей картина требует огромной работы: поиск и написание сценария, длительная подготовка к съемкам, монтаж и озвучка, которые могут длиться месяцами. Творчество Звягинцева – это способ сделать собственную жизнь осмысленной и рассказать зрителю правду об окружающем мире. Правду, от которой нельзя отвернуться, которая может быть мерзкой, грязной, но в то же время искренней, глубокой и воодушевляющей.

Сегодня знаменитому кинорежиссеру, сценаристу, актеру и продюсеру исполняется 51 год.
“365” предлагает вспомнить лучшие фильмы мэтра.

«Возвращение» (2003)

000

“Я бы мог тебя любить, если бы ты был другим”.

Братья Андрей и Иван отправляются рыбачить на заброшенный остров с отцом, которого видят впервые после двенадцатилетнего отсутствия. Кто этот человек, образ которого с любовью и обидой создан ребятами только по фотографии? Что ждет героев на острове и как в одно мгновение дети становятся взрослыми? Русская национальная рыбалка никогда прежде не была столь прекрасна и отчаянна, как у Звягинцева.
Фильм был удостоен главного приза Венецианского кинофестиваля “Золотой Лев”, а также национальной кинематографической премии “Ника” и премии “Золотой Орел” как лучший игровой фильм года.

«Изгнание» (2007)

20141015141657934

“Мы ведь можем жить не умирая? Это можно только вместе, друг для друга, сообща”.

Молчаливая драма об отношениях мужчины и женщины, снятая по мотивам повести Уильяма Сарояна “Что-то смешное. Серьезная повесть”. Вера сообщает мужу о том, что беременна, но не от него. Сможет ли герой принять измену любимой женщины? Ревность, отчаянье, смерть и любовь на фоне мрачных французских и бельгийских улочек и залитых солнцем степей России и Молдавии.
Картина приняла участие в 6 международных кинофестивалях, в том числе, в конкурсной программе МКФ в Канне, где Константин Лавроненко, сыгравший супруга, был удостоен награды “Золотая пальмовая ветвь” в номинации “за лучшую мужскую роль”.

«Елена» (2011)

00

“Мы все гнилое семя, недочеловеки”.

Режиссерский взгляд в самую суть современного общества в истории Елены, немолодой женщины, живущей с мужем в элитной квартире в самом центре Москвы. Разные спальни, разные жизни, дети от разных браков. Жалкое подобие семьи – потребление и использование друг друга. Как далеко может зайти человек на поводу у своих мелких эгоистичных желаний?
Картина была удостоена специального приза жюри программы Международного Каннского фестиваля “Особый взгляд”.

«Левиафан» (2014)

1410650298_lev3

“Ну и че, где твой Бог милосердный?”

Как и в библейской притче об Иове, главный герой фильма Николай теряет все, что есть в его жизни: дом, друга, жену и, наконец, свободу. Только жизнь – не библейская притча. Ведут ли страдания к свету или безвозвратно калечат человеческую душу?
«Левиафан» стал вторым российским фильмом, удостоенным американской премии “Золотой глобус” в категории “Лучший фильм на иностранном языке” после “Войны и мира” Сергея Бондарчука. Картина также вошла в число номинантов той же категории на премию “Оскар”, которая состоится уже 22 февраля 2015 года.

“Фильм – это мысль о мысли, это повод для поиска ответов”, сказал однажды Звягинцев. Вопросов в своих картинах режиссер задал множество, а вот ответы на них зрителям только предстоит найти.

Текст: Екатерина Коваленко

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ