Жанр SCI-FI, или почему нас так и тянет в межзвездное пространство

8 ноября 2014, 14:31

6 ноября состоялась премьера долгожданного фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар«. Научным консультантом картины выступил знаменитый в мире науки физик-теоретик Кип Торн. Создатели попытались максимально точно и, главное, достоверно, рассказать непосвященному зрителю о существовании пространственно-временных «кротовых нор», исследование которых в будущем даст хотя бы малейший шанс на спасение человеческой расы.

За последние несколько лет нашему вниманию было представлено множество научно-фантастических фильмов: «Луна 2112», «Гравитация», «Стартрек: Возмездие», «Обливион», «Элизиум», «Война миров Z», «Грань будущего», «Стражи Галактики» и др. Мы также с нетерпение ждем выхода седьмого эпизода «Звездных войн», новой ленты Вачовски «Восхождение Юпитер» и  сиквела «Аватара». Но откуда такой спрос на жанр sci-fi?

Обратимся к краткой истории фильмов научно-фантастического жанра. Первый фантастический фильм «Путешествие на Луну» был снят в 1902 году Жоржем Мельесом. Он представил миру свое видение романа Жюля Верна: космический корабль попадает Луне с человеческим лицом в правый глаз! Далее зрители увидели первые приключенческие картины и сериалы о космосе («Флэш Гордон» 1934), но по-настоящему открывает «золотой век» научной фантастики картина Байрона Хэскина «Война миров» в 1953 году; а в 1968 году Кубрик меняет технологию подачи изображения фантастического мира, обращаясь к реализму в своей «Космической одиссее: 2001». В семидесятые-восьмидесятые годы Лукас и Спилберг дарят киноманам свои шедевры: «Звездные войны»(1977) и «Инопланетянин»(1982). После этого sci-fi фильмы один за другим терпят фиаско и студии прекращают финансирование проектов космической тематики. В 1996 году на экраны выходит «День независимости» Эммериха, и вторая волна популярности охватывает фильмы-катастрофы.  Сегодня научная фантастика — один из ведущих жанров кинематографа. Почему? Попробуем разобраться по порядку.

"Космическая одиссея 2001"

«Космическая одиссея 2001»

Во-первых, стремительное развитие технического прогресса семимильными шагами, поток научных открытий, доступность «навороченных» игрушек для взрослых. Возрастает интерес со стороны народа к отдельным инновациям и глобализации в целом, т.к. это становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Массовое увлечение космическими явлениями обусловлено также частотой появления публикаций и сюжетов на данную тематику в СМИ. Люди боятся. Боятся перенаселения Земли, ухудшения экологического состояния, истребления жизнеобеспечивающих ресурсов и т.д. Все мы ждем великого открытия, которое вот-вот случится и изменит жизнь к лучшему.

Во вторых, удешевление и, в то же время, совершенствование компьютерных технологий. Бюджеты научно-фантастического кино давно снизили планку, сегодня можно снять действительно качественный фильм на весьма скромную сумму. И совсем необязательно при этом приглашать на съемки звезд первой величины — в данном случае зритель идет на жанр и зрелище, а не на любимого актера.

И, в-третьих, учитывая возможности современного использования компьютерной графики, спецэффектов и motion capture, фантазии сценаристов и режиссеров абсолютно не ограничены. Нарисовать можно все что угодно, кого угодно, когда угодно и где.

Создание спецэффектов фильма "Гравитация"

Создание спецэффектов фильма «Гравитация»

Однако, для того, чтобы картина стала успешной, фантастический мир должен быть продуман до мелочей, действия героев теоретически обоснованы, а визуальная картинка детально прорисована. Случается так, что создатели чересчур увлекаются фантастической составляющей, из-за чего многие картины доведены до степени абсурда. Так, например, во втором Стартреке (Гнев Хана, 1982) ракета “Генезис” запрограммирована на трансформацию целой планеты, создание звезд и Солнечных систем. Или в “Чужом” Ридли Скотта в открытом космосе произошел взрыв корабля “Ностромо”, и шум от него разнесся буквально через всю галактику. В космосе распространение звука в принципе не возможно, это вакуум. По сценарию упомянутой выше картины Эммериха “День Независимости” к Земле подлетает огромных размеров космический корабль, масса которого составляет приблизительно четверть Луны. При таких обстоятельствах, в земной коре нашей планеты активировались бы мощнейшие процессы, повлекшие за собой землетрясения и моментальное затопление прибрежных районов.

В 2011 году NASA даже опубликовало собственный список самых недостоверных с научной точки зрения фильмов:

1. “2012” Роланд Эммерих;

2. “Земное ядро: Бросок в преисподнюю” (The Core) Джон Эмиел;

3. “Армагеддон” (Armaageddon) Майкл Бэй;

4. “Вулкан” (The Volcano) Мик Джексон;

5. “Цепная реакция” (Chain Reaction) Эндрю Дэвис;

6. “Шестой день”(The 6th Day) Роджер Споттисвуд;

7. “Покрытое тайной” (What the #$*! Do We (K)now!?) Уилл Арнц, Бетси Чассе, Марк Винсент.

Важно осознавать, что фантастика — это не попытка угадать, что произойдет с нами в будущем, а желание предупредить проблемы, зарождающиеся уже в настоящем. Зритель безо всяких усилий должен провести параллель между тем, что он видит на экране, и тем, что происходит в реальной жизни. Тема разрушения человеком всего живого является основополагающей жанра. Отсюда рождается контраст: только перед лицом грандиозной опасности галактического масштаба люди способны объединиться во имя спасения того, что они сами постепенно уничтожали.

Но даже идеально снятое кино, по всем правилам и канонам, научно достоверное и стилистически точно разработанное, не выведет зрителя на нужные эмоции, если повествование не сопровождается соответствующим саундтреком. Наиболее часто композиторы тем к научно-фантастическим фильмам сочетают электро-музыку с классикой. Так выстраивается очевидная ассоциативная цепочка: неизведанный космос и вечная Вселенная.

Однако, вернемся к «Интерстеллару» и рассмотрим его с научных точек зрения. Режиссер Нолан, фильмы которого самые что ни на есть «на злобу дня», просто не мог не снять «космический» фильм. И тут, конечно, не так все просто. В ближайшем будущем у человечества, возможно, не будет и шанса выжить на планете Земля. Искать нам новый дом отправятся в межгалактическое пространство Мэтью МакКонахи и Энн  Хэтэуэй, а точнее, их герои Купер и Амелия. Учитывая то, что на разных планетах время течет по-разному, главных героев ждет много сюрпризов, а зрителям опять придется поломать голову, чтобы разгадать нолановские загадки. И ответ как всегда мы найдем на поверхности, вопрос лишь в том, какого из измерений.

Почерк фокусника Нолана ни с чем не перепутаешь: до малейших деталей продуманный сюжет, неописуемо завораживающие виды, нарастающая до предела интрига и непредсказуемая до самых последних секунд развязка. Ему невозможно не поверить, однако мы все же уточнили несколько волнующих нас вопросов у человека, который разбирается в физической науке чуточку больше, чем среднестатистический зритель. Помог разобраться, насколько реалистичен мир в новом фильме «Интерстеллар», Василий Соколов, молодой физик.

— Возможно ли путешествие во времени через межгалактическое пространство?

Теоретически да. Наглядным примером может служить исследование одного из наиболее влиятельных физиков-теоретиков нашего времени — Стивена Хоккинга. В 2009 году он организовал вечеринку для путешественников во времени, и подал объявление о ней в газеты после ее завершения. Конечно, на данное мероприятие никто не явился, и Хокинг объявил о том, что экспериментально доказал невозможность целенаправленных путешествий во времени. Однако, в одном из интервью он сказал следующее: «В любом случае мы все путешествуем во времени. При этом мы можем ускорить это путешествие: улететь на высокой скорости на ракете, а затем, вернувшись, обнаружить, что все на Земле стали гораздо старше или вообще мертвы».

— В поисках новой планеты для жизни,  герои обнаруживают такую, где время идет совсем по-другому. Час там — это примерно семь земных лет…

Объяснить это можно, обратившись к постулатам СТО (специальной теории относительности). Получается, что скорость другой планеты выше скорости движения Земли. Если вычислить скорость этой планеты по формуле, получается, что равна она скорости, близкой скорости света, а именно 2,99*10м/с. Вывод: такое маловероятно.

—  Можно ли проспать несколько лет в космической капсуле? Герои фильма практикуют подобные навыки…

По крайней мере, это не опровергнуто. В данных капсулах снижается метаболизм, но как этого достичь, ученым пока неизвестно. Не путать с заморозкой тела в жидком азоте, такие попытки были совершены и не увенчались успехом.

— Есть ли возможность проживания на любой другой планете?

Есть, но при условии выполнения определенных требований:

1) Наличие кислорода;

2) Возможность обеспечения человека пищевыми ресурсами;

3) Человеческий организм адаптирован к величине g= 9,8 (ускорение свободного падения), следовательно, если планета будет значительно больше земли, то ускорение свободного падения тоже увеличится, а вместе с ней и весовая категория человека. Если же gбудет меньше общепринятой величины, то в принципе невозможно определить последствия влияния длительного действия невесомости на организм. То есть суставы и кости должны выдерживать новую массу. Также неизвестна реакция организма на пониженную гравитацию.

Самый долгий космический полет длился 437 суток 17 часов 58 минут, но после столь длительного путешествия человек не мог ходить по земле несколько суток.

Конечно, зрителю трудно сориентироваться в научно-физических процессах , происходящих на экране без дополнительных разъяснений, и остается только полагаться на благоразумие создателей потенциальных блокбастеров. И сегодняшние предположения превратятся в великие достижения, если хотя бы десятая доля того, что мы видим в кино, когда-нибудь воплотится в жизнь.

Текст: Дарья Седова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ