Жанр биографизм: о чьей жизни хотите узнать вы?

16 февраля 2015, 13:30

«Тот, кто хочет узнать правду о человеке по фильму о его жизни,
может с тем же успехом обратиться к его любящей бабушке»
Роджер Эберт

87-я церемония вручения премии «Оскар» состоится 22 февраля 2015 года. И половина из представленных в номинации «Лучший фильм» картин – биографические ленты.

«Сельма», реж. Ава ДюВерней

11

История о знаменитом правозащитнике Мартине Лютере Кинге,  лидере движения за гражданские права чернокожих в США.  Он не только отстаивал честь и достоинство чернокожих, но и организовывал акции и выступления против колониальной агрессии США во Вьетнаме. В 1964 году Кингу была присуждена Нобелевская премия мира за колоссальное влияние на формирование демократического строя в Америке. Картина рассказывает о нескольких маршах протеста во главе с Кингом, проходивших в местечке под названием Сельма в штате Алабама.

«Игра в имитацию», реж. Мортен Тильдум

5645

Это первая англоязычная работа норвежского режиссера Мортена Тильдума, раскрывающая эпизод из жизни английского математика и логика Алана Тьюринга в период Второй мировой войны. Ученый разрабатывает машину, с помощью которой английской разведке удается взломать код Энигмы, шифровальной машины и основного коммуникативного прибора нацистской Германии. Фильм снят по мотивам романа «Алан Тьюринг: Энигма» («Alan Turing: The Enigma», 1992) Эндрю Ходжеса.

«Снайпер», реж. Клинт Иствуд

Экранизация мемуаров  Криса Кайла, уроженца штата Техас, служившего снайпером в Ираке. Он прославился как рекордсмен по числу убитых солдат вражеской армии, за что получил прозвище «Дьявол из Рамади». Военные сцены перекликаются с воспоминаниями супруги Кайла о самоотверженности мужа и привязанности  его к своим сослуживцам.

«Вселенная Стивена Хокинга», реж. Джеймс Марш

45646

«Теория всего», а именно так звучит оригинальное название ленты, рассказывает зрителю о взаимоотношениях одного из самых известных физиков-теоретиков современности со своей первой женой. Режиссер находит место, как для романтической драмы, так и для подробностей о научной деятельности Стивена Хокинга.  В картине мы наблюдаем два периода жизни ученого: до и после выявления амиотрофического склероза.

В последние несколько лет жанр «байопик» стал особенно популярным как среди режиссеров, готовых снимать «жизни замечательных людей», так и среди зрителей, с великим интересом смотрящих эти истории. В первую очередь, это обусловлено участием в биографических картинах (как правило) звезд первой величины. Стало определенной традицией то, что премии за лучшую мужскую роль получают именно актеры, воплотившие в жизнь образы реальных героев прошлого. В 2002 году «Оскар» получает Эдриан Броуди за роль Владислава Шпильмана в фильме «Пианист», в 2004 году лучшим признан Джейми Фокс, сыгравший великого американского музыканта Рэя Чарльза. Спустя два года статуэтки удостаивается Филип Сеймур Хоффман за безупречное воплощение образа известного писателя Трумэна Капоте в картине Беннетта Миллера. Шон Пенн, исполнивший роль политика Харви Милка, первого открыто признавшегося в гомосексуальной ориентации, также получил премию «Оскар» в 2009 году. За ними следуют Колин Ферт в образе английского короля  Георга VI, страдавшего от заикания, и Дэниел Дей-Льюис, сыгравший американского президента Линкольна в одноименной картине Стивена Спилберга. На последней церомонии в жесточайшей борьбе в номинации «Лучший актер» победил Мэттью Макконахи. В «Далласком клубе покупателей» режиссера Жана-Марка Валле он предстал в образе больного СПИДом техасского электрика Рона Вудруфа.

Мэттью Макконахи в фильме «Даллаский клуб покупателей»

Мэттью Макконахи в фильме «Даллаский клуб покупателей»

Еще одна причина кроется в сокращении процента написанных оригинальных сценариев, главным образом потому, что гораздо проще приукрасить существующую историю, нежели придумывать сюжет с нуля. Да и рисков гораздо меньше: людям нравятся реальные жизненные истории героев известных во всем мире или, наоборот, тех, о ком они едва слышали.

Как иронично отметил американский кинокритик Роджер Эберт, байопик никогда не расскажет вам подлинную историю человеческой жизни, уж слишком это субъективно. Тремя основными качествами биографической картины можно назвать линейность, нравоучение и акцент на содержании. Подобные ленты развиваются по двум незамысловатым схемам, которые работают вот уже лет сто. В одном случае, главные герой проходит огонь, воду и медные трубы и в итоге добивается невозможного: он рискует потерять все, переживает тяжелейшие моменты отчаяния и одиночества, скорее всего, встречает любовь всей жизни… Второй вариант – герой на вершине успеха, вращающийся в высшем свете. Как правило, он богат и у него есть связи, позволяющие решить любую проблему. Тогда обязательно наступает переломный момент, и человек оказывается на самом дне жизни: он теряет деньги, положение в обществе, семью, друзей, любовь. Соответственно, для того, чтобы вернуться в привычное для него русло, герою необходимо переступить через себя, решить внутренний конфликт и пересмотреть свои моральные ценности. И, если «урок нравственности» усвоен, герой находит истинное счастье, избавляется от иллюзий и фальши, возвращает свое благополучие или даже добивается большего, чем предполагал.

В подобных лентах освещается либо определенный период, знаменованный конкретным событием, либо создатели придерживаются истории жизни в целом. Но в обоих вариантах развития событий, никогда не может быть соблюдена максимальная точность и правдивость преподносимых зрителю фактов. Хронология событий может быть нарушена, определенные моменты приукрашены и преувеличены, а некоторые и вовсе могут быть выдуманными для усиления нужного эффекта и соблюдения художественного принципа повествования.  Чаще сценаристы обращаются к наиболее вдохновляющим случаям, способным навести зрителя на определенные размышления. Характер затронутых тем, в основном, поучительный. Не исключена и пропаганда определенных идей. Естественно, актер, хотя бы отдаленно, должен напоминать прототип. Исполнители изучают манеры, привычки и отличительные черты своих персонажей, иногда очень длительное время; внешнего сходства добиваются гримеры.

Биографизм как жанр совсем не нов: его зачатки прослеживаются еще в немом кино. Одним из первых экспериментов в данном направлении можно считать картину Жоржа Мельеса «Жанна д’Арк», вышедшую в 1900 году. Эта короткометражка начинается с того, Жанне видится Святой Николай. Далее события идут в хронологическом порядке и рассказывают о ходе Столетней войны и взятии Жанны д’Арк в плен. Героиню сжигают на костре, после чего она попадает в рай. Картина, сочетающая в себе пристрастия Мельеса к иллюзионизму с элементами реалистического движения.

Первостепенное значение в развитии биографического художественного кино сыграла фигура режиссера Вильяма Дитерле, который заложил основы байопика: именно по его шаблону снимается большинство картин и в настоящее время. Среди его работ: «Повесть о Луи Пастере» (1936), «Жизнь Эмиля Золя» (1937), «Хуарес» (1939). Лента о писателе Эмиле Золя завоевала три «Оскара», в том числе и в номинации «Лучший фильм года». Режиссер акцентировал внимание зрителей на общественной, социальной значимости поступков героев, ни в коем случае не на частной, интимной жизни, что было особенно характерно для американских картин того времени – второй половины 30-х годов, когда в воздухе витал всеобщий дух либерализма.

«Жизнь Эмиля Золя» (1937)

«Жизнь Эмиля Золя» (1937)

Не менее серьезное влияние на формирование системы признаков жанра оказал и актер Пол Муни, сыгравший во многих картинах вышеупомянутого Дитерле. Он искусно перевоплощался в ученого-биолога и химика Луи Пастера, писателя Эмиля Золя, национального героя Мексики Бенито Хуареса, французского путешественника Пьера Радиссона и многих других выдающихся личностей. Урождённый Мешилем Мейер Вайзенфройнд каждый раз изменялся до неузнаваемости, его работа уникальна в каждом отдельно взятом фильме, актер восстанавливал характер прообразов до малейших деталей.

Особый интерес к байопикам возрос в 80-е годы и не утихает по сей день. Технологические возможности позволяют снимать ленты максимально приближенные к действительности: уже не возникает проблем с воссозданием окружающей обстановки, интерьера, костюмов соответствующей эпохи, а также с наложением безупречного грима или дорисовкой нужных деталей при помощи компьютерной графики. Людей, про которых стоит снимать кино, очень много, главное – подойти к освещению их особенной жизни с нужного ракурса. Режиссерам становится все труднее, однако именно эта конкурентная борьба за зрителя рождает столь незаурядные картины о жизни таких же исключительных людей.

Текст: Дарья Седова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ