Завтрашний дневник. День 6 и последний

26 января 2015, 23:27

Кинообозреватель «365» Евгений Белов подводит итоги международного фестиваля современного независимого кино «2morrow/Завтра».

Шестидневный киномарафон вошел в финальную фазу. Последний день – самый насыщенный. Осуществив рейдерский захват пуфика, я приготовился к встрече с французской кинокартиной «Party Girl». Фильм презентовал один из трех режиссеров – Самюэль Тейс, который также исполнил одну из ролей. Над историей пожилой тусовщицы режиссер работал вместе со своими друзьями – Мари Амашукели и Клэр Бюргер, с которыми учился в лучшей французской киношколе «La Fémis». Самюэль подчеркнул необычность игровой киноленты: главным прототипом героини послужила его мать, которая и сыграла главную роль – пожилую женщину, разрывающуюся между семейной жизнью и тусовками в кабаре. Помимо родной матери, в фильме играют некоторые члены съемочной группы  и другие непрофессиональные актеры. Местом для съемок послужил родной городок, расположенный на границе между Францией и Германией. Поэтому персонажи картины постоянно переходят с французского на немецкий и наоборот. Забавно, когда в одном эпизоде, на вопрос таксиста, куда нужно ехать, героиня отвечает: «Во Францию». В целом, получилась нестандартная и органичная кинокартина, особенно порадовала финальная песня «Party Girl» группы Chinawoman (её появление в конце я предсказал сам себе за день до просмотра). На обсуждении фильма режиссер согласился, что его коллективная работа находится в тренде «пожилого кино», характерного для современного европейского кинематографа.

"Party Girl"

«Party Girl»

Следующий фильм «Джеки в царстве женщин» (Jacky au royaume des filles) я чрезвычайно хотел посмотреть, и не только потому, что в нем играет великая Шарлотта Генсбур. Представленная в секции «Horror/Humor», кинолента французского режиссера Риада Саттуфа представляет собой сатиру на патриархальное общество, в котором царят жестокие законы и преследуется инакомыслие. Кинокартина необычайно актуальна в свете последних трагических событий, произошедших во Франции, так как режиссер работал и продолжает работать в издании «Шарли Эбдо». Отзеркалив структуру традиционных восточных сообществ, Саттуф создает свое матриархальное, в котором женщин в форме обслуживают мужчины в парандже. Высмеивая сексизм как явление, режиссер выносит важнейшие проблемы и предлагает новый взгляд на традиционные сообщества. Эта очень смешная и нестандартная французская комедия, пожалуй, лучшее, что я видел в данном жанре за последнее время. Такого смеха в зале я не слышал ни на одном другом фильме программы.

Другой фильм я также ждал с момента его появления. Речь идет об украинской кинокартине Мирослава Слабошпицкого «Племя».  Двухчасовой фильм посвящен сложным взаимоотношениям подростков, объединенных одной особенностью – глухотой. Режиссер принципиально не переводил язык глухих, поэтому в фильме отсутствуют субтитры. Полагаясь только на свою интуицию, мы пытались адекватно воспринять зрительную информацию. Это очень необычный и важный герменевтический эксперимент, который продолжился и после показа. Множество людей собрались вокруг актера Александра Сидельникова и беседовали с ним при помощи жестов. Мы же с коллегами смотрели на это действо и не смели вторгаться в священное пространство. Мне кажется, это один из промахов режиссера – его фильм лишь познакомил обычных зрителей с необычным миром, но он не наладил коммуникацию, не объединил нас. Что хотел показать Слабошпицкий, снимая такой, достаточно жестокий фильм: что глухие тоже способны на обман? что люди одинаковы в своей ненависти, независимо от физических особенностей? Я ожидал от этой кинокартины гораздо большего. Безусловно, все ребята, задействованные в фильме, большие молодцы, а долгие сложные планы, снятые одним кадром заслуживают отдельного уважения. Но главное оружие режиссера, как мне кажется, сработало против него, обнажив неправдоподобность и излишнюю жестокость некоторых сцен.

Последним фильмом, который показали в большом зале Музея Москвы, оказалась экспериментальная шведская документальная работа Анны Оделл «Встреча выпускников» (The Reunion). Анна Оделл – очень необычный и провокационный режиссер, на этот раз она решила поднять болезненную для многих людей тему: детские травмы, полученные в школе. Лично у меня были тяжелые взаимоотношения с одноклассниками, особенно в шестом и седьмом классах, и мне пришлось сменить несколько школ, поэтому данный фильм был чрезвычайно актуален для меня. Режиссер провела очень необычный эксперимент: через двадцать лет после окончания школы она решает лично поговорить со своими обидчиками о полученных психологических травмах. Что получилось в итоге, я не могу сказать, чтобы не раскрывать интригу, но активно призываю вас посмотреть его при любом удобном случае.

"Встреча выпускников"

«Встреча выпускников»

Пока мы смотрели «Встречу выпускников», организаторы провели церемонию закрытия в ресторане «Доможилов», расположенном на территории Артплея. Официальные итоги фестиваля таковы: Гран-при получила картина «Чудеса» режиссёра Аличе Рорвахер. Награда за лучший сценарий и лучшее изображение досталась ленте «Суд», автор сценария и режиссёр Чайтанья Тамгани. Приз за лучший актёрский ансамбль получил фильм «Party Girl». Награда в категории «Лучший звук» досталась картине «Песчаные доллары», режиссёры Лаура Амелия Гусман и Израэль Карденас.  Специального упоминания жюри за выдающуюся актерскую работу в фильме «Рядом с ней» режиссера Асафа Корммана удостоилась израильская актриса Дана Ивги.

Мой личный итог заключается в том, что за время фестиваля «2morrow» я посмотрел около двадцати фильмов: практически большинство кинолент из конкурсной программы, всю документальную секцию и парочку работ других направлений. Особенно хотелось бы выделить следующие кинокартины: «Жизнь священна» Андреаса Далсгаарда; «Песнь слона» Шарля Бинаме;  «Форс-мажор» Рубена Остлунда; «Чудеса» Аличе Рорвахер и «Джеки в царстве женщин» Риада Саттуфа. Эти фильмы точно не оставят вас равнодушными. Личным символом фестиваля я выбрал бы Его Величество Пуфик. А всей команде хочется сказать огромное спасибо за проделанную работу, отличную программу и уникальную «завтрашнюю» атмосферу. Ведь не часто в музее можно посмотреть качественное кино, раствориться в шариках синтетических кресел и встретить прожженных синефилов, так похожих на тебя.

День 1-2, 3, 4, 5

Текст: Евгений Белов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ