День 3. Чуть не опоздал на фильм с длинным названием «Free Range – Баллада о принятии мира», эстонского режиссера Вейко Ыунпуу (а говорят что нет слов, начинающихся на «ы»). На просмотр новой картины Ыунпуу я шел целенаправленно, так как видел его первую полнометражную работу – «Осенний бал», чрезвычайно депрессивную и упадническую (за такое кино в России режиссеры теперь подвергаются остракизму). «Free Range» – просто ода оптимизму, по сравнению с «Осенним балом». Да, герой постоянно хлещет водку и курит каждые пять минут. Да, он постоянно изменяет своей девушке и не хочет работать. Но, черт возьми, это фильм про любовь и надежду. Традиционная тема потерянного поколения показана в новом свете. Особенно умиляет зернистость изображения и периодическое прерывание сцен розовыми ракордами (это нерабочая часть пленки, обычно бесцветная, такой прием часто использовал Годар). Вообще кинокартина сделана в хипстерской эстетике – отличная музыка, стилизация под Lomo, алкоголь и легкая безрассудность. Кстати, организаторы почему-то забыли сопроводить фильм русскими субтитрами, вероятно из-за технических неполадок. Безуспешно пытался я понять заковыристые английские фразы (ибо француз по духу), пока не бросил это гиблое дело и просто отдался видеоряду, периодически прислушиваясь к шепоту зрителей, переводивших текст своим соседям.
После эстонского фильма в большом зале Музея Москвы почти сразу запустили конкурсную работу «Песчаные доллары» (Dólares de Arena) где в главной роли снялась женщина-легенда Джеральдин Чаплин. Дочка Чаплина не боится возрастных и провокационных ролей. В фильме она сыграла пожилую лесбиянку, влюбившуюся в молодую доминиканскую проститутку. История конечно нетривиальная, но, к сожалению, довольно утомительная. Если Джеральдин и ее напарница Янет Мохика отлично справились со своей задачей, то режиссерский доминикано-мексиканский дует из Лауры Амелии Гусман и Израэля Кардэнаса подкачал. В середине фильма усиленно боролся со сном, что крайне тяжело делать, находясь на мягком пуфике.
Далее по программе следовал документальный фильм «Бегство из Риги» (Escaping Riga), который представил лично латвийский режиссер Давис Симанис. Его работа посвящена двум легендарным личностям: режиссеру Сергею Эйзенштейну и философу Исайе Берлину, родившимся в Риге. С помощью качественной исторической реконструкции Симанис восстанавливает по кусочкам интересные биографические моменты и связывает воедино две различные жизненные истории. Получилось вполне неплохо, учитывая, что я крайне осторожно отношусь к реконструкции в документальном кино. Кстати, на показе присутствовал известный киновед Наум Ихильевич Клейман, который сказал об актуальности этой кинокартины, обусловленной началом новой волны интереса к личности Сергея Эйзенштейна.
Последним фильмом в моей «программе дня» оказалась кинокартина канадского режиссера Шарля Бинаме «Песнь Слона» (Elephant Song). Фильм собрал полный зал, в пресс-зоне не хватало мест и журналисты на стульях буквально обступили экран справа и слева. Видимо, в зале собрались все московские фанаты Ксавье Долана, который сыграл одну из главных ролей в «Песне слона». Я заранее посмотрел трейлер и не ожидал ничего особенного кроме участия Долана и Брюса Гринвуда. Но я заблуждался, кинокартина оказалась добротной и держала напряжение все 110 минут. Блестящий актерский состав и профессионализм всей съемочной группы позволили Шарлю Бинаме сделать качественную работу на грани триллера, драмы и детектива. Зрители были в детском восторге, о чем без смущения признавались в кулуарах. Я присоединюсь к ним.