Завтрашний дневник. День 1-2

22 января 2015, 16:00

Кинообозреватель «365» Евгений Белов делится впечатлениями от первых дней международного фестиваля современного независимого кино «2morrow/Завтра».

День 1. Свершилось! Я пробился на открытие Международного фестиваля современного независимого кино «2morrow/Завтра». В Музее Москвы собралось очень много журналистов, и пару десятков зрителей, купивших билет. Ажиотаж дикий. Несмотря на аккредитацию, я решил взять билет, и не прогадал – в отличие от коллег сидел на стуле. Организаторы разместили экран в огромном зале между колонами, а перед ним поставили пуфики и станки со стульями, разделив зал на две зоны. Журналисты пытались разместиться в первой половине зала – в свете проектора мелькала фигура Антона Красовского, который безутешно пытался найти себе место. Перед началом фильма-открытия директор фестиваля Ольга Дыховичная сказала пару слов о концепции и программе восьмого «2morrow». На экране презентовали периодически подвисающий ролик с кадрами из фильмов и приветственными словами кураторов программ. Когда же запустили «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» (A Pigeon Sat on a Branch Reflecting on Existence) Роя Андерсона, я понял, что стоящим у колон журналистам повезло чуть больше – они видели субтитры. Мы же вынуждены были при каждой фразе подаваться вперед и наклонять голову вправо-влево, проклиная впереди сидящих. Спасибо Андерсону, что реплик было не так много, иначе бы меня убили люди, сидевшие сзади. Однако вся эта ситуация вызывала улыбку. Признаться, я не видел прошлые фильмы режиссера, хоть и много слышал про его творчество, поэтому сначала не мог понять, почему некоторые зрители смеялись при первом появлении главных персонажей или музыки. Но вскоре смеялся вместе с ними. Фильм Андерсона мне напомнил постановки Эжена Ионеско, бытовые и абсурдные классические сюжеты, рассказанные на новый лад. Скетчи сняты одним кадром на общем плане – на первый взгляд провальная концепция, становится методом режиссера, с помощью которого он передает условность нашего мира. Фильм добротный, хотя многим может показаться чересчур странным. Организаторы пообещали, что постараются устроить повторный показ.

12

День 2. Решил атаковать большой кинозал. Теперь разместился на удобных пуфиках в неприличном положении полулежа. Организаторы провели работу над ошибками и переместили субтитры в верхнюю часть экрана. Непривычно, но зато все видно тем, кто сидит на задних рядах. В игровой кинокартине «Послушай, Филип» (Listen Up Philip), режиссера Алекса Росса Перри, в главной роли снялся замечательный актер Джейсон Шварцман, которого мы помним по фильмам Уэса Андерсона. С ужасом увидел в Филипе (пишется с одной «п») себя – такие же снобские черты и мечты о великом. Посмеялся над ними и, благодаря режиссеру, почти вылечился от эгоизма к концу фильма. Очень стильное кино, в котором выверены не только картинка, декорации и свет, но даже звуки окрашены в благородный коричневый цвет. Почему-то сразу вспомнил Ноа Баумаха, видимо это в тренде.

Вот уж не думал, что документальный фильм «Жизнь Священна» (Life is Sacred) вызовет у меня такой дикий восторг. Этот фильм нужно посмотреть всем активистам, оппозиционерам и так называемой «пятой колонне». Не удивлюсь, если его запретят в России, потому что в нем, на примере Колумбии, показано, как можно мирно и с умом изменить политический строй. От авторитарного строя к демократическому можно перейти без помощи насилия и революций. Философский и нравственный подход – вот истинное оружие. Теперь я фанат Антанаса Мокуса, главного героя кинокартины. Кстати, этот показ фильма был мировой премьерой (!), режиссер Андреас Далсгаард специально приехал из Дании на презентацию. Сказал, что в Дании его работу  только что номинировали на звание «Лучший документальный фильм».

«Метаморфозы»

«Метаморфозы»

Другой неожиданностью оказался фильм Кристофа Оноре «Метаморфозы» (Métamorphoses). Этот режиссер снял любимый мною мюзикл «Все песни только о любви» (Les chansons d’amour), поэтому я с восторгом принял его последнюю работу. Он решил взяться за классические древнегреческие мифы (в римском переложении Овидия) и адаптировать их для современности. Получилось что-то невообразимое: девушку Европу похищает Юпитер, явившейся к ней в виде красного грузовика; последовательницы Вакха носятся голышом по лесу в кроссовках Nike; Нарцисс играет в баскетбол, а Орфей читает проповеди иммигрантам из Алжира. Нестандартное, неприличное, откровенное и безумно красивое кино, хотя и очень неровное, раздробленное, я бы даже сказал – недозревшее.

День 3, 4, 5, 6

Текст: Евгений Белов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ