Зачем Долан отправил Тома на ферму?

10 апреля 2014, 19:48

Как следует вдарив по поблекшим глазам кинокритиков в 2009 году фильмом «Я убил свою маму» и прочно прописавшись в памяти хипстеров Земли после «Воображаемых любовей» 2010 года, Долан заслужил свой кусок твердой почвы под ногами.

После 3-часовой ленты «И всё же Лоран» режиссер закрепил за собой звание «юного дарования из Квебека», что, надо сказать, могло бы обрадовать кого угодно, только не Ксавье: по его словам, «лучше пусть обо мне говорят как о юном даровании из Квебека, чем не говорят вообще».

Ксавье Долан

Ксавье Долан

17 апреля 2014 года состоится российская премьера четвертого полнометражного фильма Ксавье «Том на ферме» по сюжету одноименной пьесы Мишеля Марка Бушара. Бушар получил признание и известность в 90-х годах, специализируясь на гей-тематике, что и сделало ему имя в театральных и кинематографических кругах. «Том на ферме» не единственная экранизированная пьеса Бушара: в 1996 году на экраны вышел фильм Джона Грейсона «Лилии», сюжет которого также основан на сценарии Мишеля Марка Бушара об утерянном шансе на счастье и любовь двух мужчин. Фильм был удостоен 4 призов премии «Джини» в номинациях «Лучший фильм», «Лучший звук», «Лучший дизайн костюмов» и «Лучшая работа художника-постановщика».

Кадр из фильма «Лилии» Джона Грейсона

Кадр из фильма «Лилии» Джона Грейсона.

Впервые спектакль «Том на ферме» был поставлен в Монреале в январе 2011 года, после чего пьеса была разыграна в одном из театров Квебека, где Долан и увидел ее, решив, что можно представить события в совершенно другом, гораздо более резком свете. Так возникла идея создания экранизации пьесы в жанре триллер, что идет категорически вразрез с развитием действия на театральной сцене. В одном из интервью Долан признался, что некоторые сцены в спектакле, например, сцена удушья, показались ему нарочито напыщенными и неестественными. Поэтому в своем фильме он решил разыграть все начистоту — чистая ложь, чистое насилие и зубристые границы конфликта. Съемки начались еще до показа «И всё же Лоранс» на Каннском фестивале 2012 года.

Кадр из фильма «И все же Лоранс»

Кадр из фильма «И все же Лоранс»

Сюжет пьесы знаем наизусть: молодой человек Том отправляется на похороны погибшего  в автокатастрофе любовника, Гийома, в его родные места, где живут члены его семьи: мать, Агата, и Франсис, родной брат Гийома. Мало того, что сам повод для знакомства с семьей бывшего любовника оказывается мрачнее некуда — Том вовлекается в отдающую навозным душком буффонаду, дабы не разрушить представления Агаты о погибшем сыне (мать никогда не знала об ориентации Гийома), в чем активно задействован Франсис, проявляя неожиданные стороны не только своей личности, но и изменяя личность Тома.

Рецензии к фильму пестрят контрастными высказываниями и оценочными оттенками — от безвкусного, но упоительного подтрунивания над маркетинговыми ходами канадского киновундеркинда до подобострастного расшаркивания перед провокациями уже давно и громко заявившем о себе 25-летнем режиссере. По словам Долана, он «не зациклен на странностях, как многие предполагают. Я гей, и для меня естественно рассказывать истории через героев-геев. В этом нет послания, социального высказывания, просто, возможно, желание задействовать больше разных сексуальных идентификаций в фильмах, при этом не превращая их в чернуху».

Кадр из фильма «Воображаемые любови».

Кадр из фильма «Воображаемые любови».

Более того, Ксавье неоднократно упоминает основную тему своего кино — «невозможная любовь». В «Я убил свою маму» романтику и невыносимость «невозможной любви» преподносил пример взаимоотношений 16-летнего Юбера, видящего в своей матери мещанское «священное чудовище» с крошками и сыром в уголках рта. В «Воображаемых любовях» «невозможная любовь» воплощена в виде деревенского Аполлона с белокурыми кудрями, которого не могут между собой поделить молодой человек и девушка, с удовольствием упивающиеся собственными постановочными болями, которые воздушно сменяются свежими при частичном обновлении декора, экстерьера и центрального персонажа. В «И всё же Лоранс» 35-летний транссексуал окунулся с головой в познание того, что такое быть вне привычного пространства  после осознания своей самости, будучи с брезгливым сожалением третированным матерью, бывшей женой, друзьями и коллегами.

В «Томе на ферме» Долан, возможно, не углубляется в тему, но явно берет шире: не откладывая в сторону полюбившуюся поклонникам его стиля гей-тематику, Долан говорит как будто о том же, что в «Лорансе», но под совершенно другим углом: если Лоранс все же принял и воспел свою природу, не сдав назад ни на шаг, то Том не только не пошел войной против пуленепробиваемой ограниченности своих мучителей в условиях одичалой провинции, но и с последующим удовольствием вступил во вражеский лагерь, забывая не только о цели своего приезда, но и о том, кто он. Подобный прием знаком зрителям по фильму Кирилла Серебренникова «Юрьев день», однако хоть разницу заметить и несложно, но сформулировать оказывается труднее.

Кадр из фильма «Том на ферме».

Кадр из фильма «Том на ферме».

«Фильм не о том, как тяжело гею выжить в глухой деревне. Главная тема — жестокость, Стокгольмский синдром, ложь, с помощью которой мы пытаемся заслониться от правды. Еще это фильм о подменах — о том, как ты заменяешь одних людей другими. Заменяешь живыми тех, кого больше нет», — объясняет Ксавье. Основной вопрос ленты не в том, почему и как можно отрицать очевидное и давить в человеке его самого, а в том, что объект, на которого распространяется жестокое, незаслуженное и несоразмерное давление, может если не довольствоваться процессом, то заставлять болотную тину втягивать себя все глубже, намеренно и интенсивно извиваясь в мазохистском вожделении.

Кто-то уже приравнял «Тома на ферме» к триллерам Полански а-ля «Жилец» и к саспенсу Хичкока. С первым очень хочется поспорить, но со вторым все-таки не получится: Долан признался в том, что снимать психологически триллер, не ознакомившись с культовыми лентами Хичкока, показалось ему бредовой идеей, поэтому перед началом съемок режиссер подпитал кинематографическую эрудицию, устроив рождественский Хичкок-марафон и посмотрев «Марни», «Птиц» и один из своих любимых, по его признанию, фильмов — «Веревка». Однако, как утверждает сам Долан, Хичкок нисколько не повлиял на конечный вид картины. Трейлер внушает недоверие к его словам.

Тем не менее, кое-что у Долан позаимствовал у мастера саспенса, и, как ни странно, это был прием работы со звуком. Из-за недостатка средств Долан не хотел записывать саундтрек к «Тому», но во время монтажа стало очевидно, что музыкальный ряд лишь обратит внимание зрителя на критические точки каждой отдельной сцены, в меру чего в ленту добавились записи Фрэнка Циммера, Ховарда Шора и Филиппа Гласса.

«Том на ферме» был снят всего за 17 дней частично на субсидии MK2, французских спонсоров, и на средства Долана, так как ждать несколько месяцев, чтобы начать работу, он наотрез отказался.

Снимок-экрана-2014-04-10-в-19.25.39

Многие уличают Долана в попытках воссоздать «новую волну» кинематографа нашего поколения, в арт-высказываниях, ничего общего не имеющих с серьезным кино. Примером этого стал показ фильма «И все же Лоранс» в конкурсе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, чем Долан был очень разочарован. Обвиняют в подражании Франсуа Озону и в игре в «новую искренность», которая якобы совершенно ему не дается, как и обнаружение своего кинопочерка, ибо кое-какие буквочки он, по своему же откровению, заимствует и у Франсуа Трюффо и у Гаса ван Сента. Наконец, главное обвинение, не без снисхождения предъявляемое режиссеру, — это отсутствие своей темы в меру наличия большого таланта, но уж в очень незрелом возрасте.

На это Долан отвечает следующим образом: «Да, многие люди не желают признать мою творческую зрелость в меру юного для режиссера возраста. Но в тоже время много людей чересчур щедры на положительные отзывы. Буду честен – я люблю читать критику на свои фильмы. Но главная идея состоит в том, чтобы постоянно совершенствовать себя как художника. И по логике все эти отзывы могут мне помочь, но при этом во всех положительных обзорах чувствуется какая-то неловкость оттого, что я им нравлюсь. Есть и другие – они перечисляют все картины, из которых я содрал идеи, или те, что пишут так, будто проверяют домашнюю работу. Детальные обзоры очень редки, и вообще, получается, что полезнее не слушать ни одну из сторон.»

Долан поступает правильно, выбирая стратегию комара по Жванецкому — он летит и плюет на всех, помня о том, что важно оставаться легким и независимым. И это чрезвычайно радует.

Снимок-экрана-2014-04-10-в-19.30.35

В России «Том на ферме» был показан 29 ноября 2013 года в рамках фестиваля «Бок о бок» в Санкт-Петербурге, во время которого в зал ворвались милоновские опричники, пытаясь сорвать не только показ фильма, но и положить конец кинофестивалю. Отрадно, что не удалось, хотя тенденция никуда не уходит: на этих выходных стало известно, что фильмы об однополой любви планируют лишать лицензий и не демонстрировать в российских кинотеатрах. При этом стало известно и то, что многие депутаты отозвали свои подписи в пользу принятия закона о гей-пропаганде.

У Ксавье Долана есть и свой взгляд на российскую ситуацию с депутатской гей-истерикой: «Мир сильно напуган и смотрит на все это с отвращением. При этом страшно не только то, что власти признали гомосексуалистов людьми низшего сорта в вашей стране. Ужасно, прежде всего, что правительство поддерживает разжигание ненависти и насилия по отношению к представителям ЛГБТ-сообщества. Нужно всеми силами с общей помощью сдержать эти негативные тенденции в современной России. А то, что же дальше будет? Лагеря? Кто следующий в списке? Темнокожие? Евреи? Женщины? История повторяется? Неужели она так ничему их не научила? И все это происходит в 2013 году, ужасно все это».

Пусть фильм «Том на ферме» выходит в ограниченный российский прокат, но, кажется, очень вовремя. Должно быть весело.

Текст: Юлия Гольбах

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ