25 октября отметил свой 61-й день рождения известный сценарист, поэт, прозаик и заслуженный деятель искусств России Юрий Николаевич Арабов.
После окончания сценарного факультета ВГИКа он сотрудничал с режиссерами Александром и Андреем Прошкиными, Эллой Архангельской, Кириллом Серебренниковым, Андреем Хржановским и Александром Сокуровым. С Сокуровым Арабов знаком еще со студенчества, их первой работой был учебный фильм «Одинокий голос человека», после которого сценарист и режиссер поработали еще над одиннадцатью лентами.
Юрий Арабов родился в Москве в 1954 году. Мама будущего сценариста закончила ВГИК (мастерская Эйзенштейна), но из-за наступившей войны и последовавшего потом статуса дочери репрессированных не смогла полностью реализовать себя в кино. После возвращения в Москву работала звукорежиссером на Киностудии имени Горького. Тема кино была излюбленной в семье: маленький Юрий уже с детства был очарован миром этого визуального искусства. В целом же детство сценариста было тяжелым. Его семью насильно депортировали по национальному признаку на Урал (его родственники были предками крымских греков), а дядю осудили на пять лет лагерей за то, что он собирал коллекцию фотокарточек иностранных актеров. Затем последовал тяжелый развод родителей, что, несомненно, отразилось на юном Арабове.
Юрии Арабов быстро проявил талант к писательскому творчеству. Молодой человек планировал поступать в Литинститут, куда был высокий конкурс, но судьба распорядилась иначе.
«Моя мама закончила мастерскую Эйзенштейна, но она дочь репрессированного, и к тому, же попала в период сталинского малокартинья. И ничего не состоялось. Она была режиссером дубляжа. И я все время ходил на студию. Я пропитался этим миром и понял, что все это абсолютно не мое. Что мне все это отвратительно, и я не хочу иметь с этим ничего общего. С 72-го года я стал писать. Куда принимают пишущих людей? В Литинститут и во ВГИК. Последний был предпочтительнее, потому что я жил с ним рядом. Литинститут меня отфутболивал, а ВГИК принял на третий раз, я попал в мастерскую Николая Фигуровского, сценариста фильма «Когда деревья были большими». Спорил с ним, ссорился. Я решил, что буду богемным поэтом, гением для десяти-двадцати человек».
Будучи студентом, Арабов познакомился с молодым талантливым режиссером Александром Сокуровым, который искал сценариста для фильма.
«Но, как на грех, в 78-м году Сокуров искал сценариста для «Реки Потудани» Платонова. Я был самонадеян и сказал, что напишу — притом, что даже не читал тогда Платонова. Сокуров, в итоге, снял фильм «Одинокий голос человека» – и в этом «кривом кино» была своя оригинальная поэтика. Это было заметно не только Тарковскому. Там была и Сашина личная тема, и русская тема, и метафизика любви… И азарт во мне проснулся. Потом появился второй фильм, третий. Потом мы начали получать призы, я получил свой Каннский приз… И незаметно произошла подмена, часть «я» подменилась. И мне уже не так хотелось быть гением для десяти графоманов».
Закончив в 1980 году сценарный факультет ВГИКа, Арабов увлекается поэзией и участвует в создании поэтического клуба в Москве, а также выпускает несколько сборников стихотворений.
Счастливый случай свел двух молодых студентов — Юрия Арабова и Александра Сокурова. Они работали над картиной «Одинокий голос человека», которая произвела впечатление на публику и критиков. Вот как вспоминает совместное творчество сценарист:
«Преподавательница по русской литературе ВГИКа Лилия Александровна Звонникова сказала: «Вот, Юра, у нас на режиссерском факультете есть талантливый режиссер Саша Сокуров, он собирается экранизировать прозу Платонова. Я знаю, что вы вроде бы талантливый сценарист. Не могли бы вы с ним связаться, может быть, для него написать сценарий?» Ну, я сказал: конечно, конечно, я напишу для него сценарий. Несмотря на то, что Платонова я до этого не читал, а если бы читал, то, наверное, никогда бы не согласился его экранизировать, я не знал, что это настолько сложно. А о Сокурове я тогда слышал, как и весь институт, что на режиссерском факультете есть смутьян, который мутит студентов против начальства. Такой как бы диссидент местного масштаба. Мы встретились, я прочел, довольно быстро написал сценарий. Саше это понравилось, он сказал «Да!» и поехал под Горький снимать. Через два месяца привез одиннадцать коробок очень необычно смонтированного материала».
Их фильм «Одинокий голос человека» (снят в 1978году, на экраны вышел в 1987 году), получил приз на фестивале в Ла Карло и приз ФИПРЕССИ на Московском кинофестивале. Свою работу Арабов и Сокуров показали Андрею Тарковскому, который всегда был резок в оценке чужого творчества, но отношению к молодым людям проявил всю деликатность.
«Мы показали ему «Одинокий голос человека», и ему картина понравилась. Ко мне он испытывал равнодушие, а к Саше он проникся чувством, что это почти его преемник. Хотя они много спорили. Саша даже однажды ему сказал: «Говорите о чем угодно, только не о монтаже». Я думал, Тарковский нас сейчас выгонит, но нет. Через Юрия Озерова, режиссера «Освобождения», с которым у Тарковского были очень хорошие отношения, он устроил нас на «Ленфильм». И мы пришли на студию как «наследники» Андрея Арсеньевича, который уже эмигрировал».
После своеобразного «боевого крещения» Арабов и Сокуров поработали над одиннадцатью проектами, среди которых ставшие хрестоматийными для киноманов ленты «Скорбное бесчувствие» (1986), «Спаси и сохрани» (1989), «Круг второй» (1990), «Дни затмения» (1988), «Камень» (1992), «Тихие страницы» (1994), «Мать и сын» (1997), «Молох» (1999), «Телец» (2001), «Солнце» (2005), «Фауст» (2011). Несомненно, у таких мастеров возникают разногласия. Сам Юрий Николаевич подобные споры считает нормальным явлением:
«Да, расхождения были с самого первого дня. Почему это не помешало сотрудничеству, абсолютно непонятно. Причем мы же в разных городах живем, фактически в разных странах. Просто есть какие-то вещи, от нас не зависящие».
«Я же пишу, в основном, притчи. Стараюсь, во всяком случае. У меня фабула не говорит того, что говорит сюжет, если под сюжетом подразумевать смысл показанных событий. Я работаю со смыслами, Сокуров – с душой. От этого в ряде наших картин происходит борьба режиссера со сценарием».
Помимо длительного сотрудничества с Сокуровым, которое принесло Арабову множество наград, в том числе и премию Каннского кинофестиваля за сценарий к фильму «Молох» (1999), сценарист успел поработать и с другими режиссерами.
«Для меня работа с Кириллом Серебренниковым и Андреем Прошкиным – свидетельство того, что я как сценарист интересен режиссерам больше молодого поколения. С Александром Николаевичем Сокуровым, я надеюсь, у нас неразрывная связь и многолетняя дружба».
Его сценарии к фильмам «Юрьев день» (режиссер Кирилл Серебренников, 2008), «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину» (режиссер Андрей Хржановский, 2009), «Чудо» (режиссер Александр Прошкин, 2009), «Орда» (режиссер Андрей Прошкин, 2012), «Орлеан» (режиссер Андрей Прошкин, 2015) были отмечены различными призами и премиями.
«Я хотел бы поработать со многими, но здесь есть проблема: молодые ориентированы на молодых. И так, наверное, правильнее. Потому что я молодым принесу груз своего времени, который им, может быть, не слишком интересен. Хотя вот с Серебренниковым у меня не было вообще никаких проблем, мы понимали друг друга с полуслова – это при том, что Кирилл абсолютно другого склада человек, чем я».
Помимо кино, Юрий Арабов попробовал себя и в таких телепроектах, как «Дело о «Мертвых душах»», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина».
«Культура- это прежде всего способность видеть связи в мире — связи между людьми, связи человека с историей, с обществом, с космосом — и формулировать это в артефактах».
Текст: Александра Эрднеева