«Я, Арлекин»: волшебная сила искусства

12 апреля 2016, 17:45

В рамках Фестиваля нового итальянского кино N.I.C.E. 2016 состоялся показ картины «Я, Арлекин» (Io, Arlecchino) итальянского режиссера Маттео Бини.

Паоло (Джорджо Пазотти) — молодой и успешный ведущий ток-шоу, в котором гости обсуждают свою личную жизнь. Он звезда, но в глубине души мечтает делать на телевидении что-то по-настоящему нужное. Его отец Джованни (Роберто Эрлицка) посвятил всю свою жизнь комедии масок — типично итальянскому виду театра, в котором он исполняет роль Арлекина. Однажды Паоло узнает, что Джованни серьезно болен, и из большого Рима герой отправляется в свой родной город, чтобы провести последние дни со своим отцом. Помогая ему с постановкой нового спектакля, герой начинает переосмысливать свою жизнь.

Кадр из фильма "Я, Арлекин"

Кадр из фильма «Я, Арлекин»

Сюжет ленты строится на взаимоотношении двух героев, живущих в двух разных мирах. Паоло бессмысленной болтовней собирает у телеэкранов огромную аудиторию, Джованни — ставит свои спектакли в маленьком средневековом городишке и готов выступать даже для одного человека. Точкой соприкосновения этих двух вселенных оказывается маска Арлекина, которая как символ бессмертного искусства помогает героям преодолеть смерть, а Паоло — чувство внутренней несвободы.

Ход картины предсказуем, но создатели не стремятся создать психологическую драму о взаимоотношениях двух поколений у смертного одра. Вместо этого на экране происходит настоящая комедия масок — зритель сразу понимает, какое у кого «амплуа», но это не мешает ему смеяться сквозь слезы и наслаждаться буффонадой, за которой скрывается горькая правда.

Кадр из фильма "Я, Арлекин"

Кадр из фильма «Я, Арлекин»

Конечно, такой подход сразу делает фильм несколько наивным и линейным, словно тебя водят за руку, показывая, что хорошо, а что плохо, как надо и как не надо. Так, например, после просмотра складывается впечатление, что телевидение – это безусловное зло, а отшельническая жизнь вдали от суеты – единственный способ к самосознанию. Однако режиссер Маттео Бини предупреждает: «Я, Арлекин» стоит воспринимать как сказку, где мораль на поверхности и задача рассказчика – правильно эту идею преподнести.

Режиссер Маттео Бини (справа) и исполнитель главной роли Джорджио Пазотти

Режиссер Маттео Бини (справа) и исполнитель главной роли и режиссер Джорджо Пазотти

Отдельного упоминания стоит визуальная составляющая самой работы – виды, на фоне которых разворачивается действие, захватывают дух. Выбор этого фильма для показа на N.I.C.E. не случаен — лента пропитана Италией. Живописные долины Бергамо (а Арлекин – по своему происхождению именно из Бергамо), средневековый город, в старой церкви которого репетирует труппа Джованни, создают непередаваемый национальный колорит, да и сам выбор персонажа – актера, играющего в комедии дель арте – не мог бы точнее сказать о «родине» фильма.

Из-за своей простоты и наивности «Я, Арлекин» вряд ли войдет в золотой фонд итальянского кинематографа, но по этой же самой причине она понравится широкому зрителю, сделавшего ставку на легкое, порой остроумное и не глупое кино.

 

Текст: Виталий Михайлюк

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ