– Вы – отец? – И мать тоже

8 декабря 2014, 09:29

На этой неделе в ограниченном прокате выходит трагикомедия  хорватского режиссёра Винко Брешана под названием «Дети священника», являющаяся экранным воплощением творения драматурга Мате Матишика.

Балканское во всех отношениях, незатейливое и солнечное, мрачно оптимистичное и местами мелодраматично абсурдное кино повествует об истории из жизни молодого священника Фабиана (Крешимир Микич), который волею судьбы оказывается заброшенным на маленький остров в Адриатическом море. Как известно, церковь издревле является не только духовным, но культурным и просветительским центром, особенно в маленьких городах. Именно так и происходит на этом отдельно взятом острове. Хотя главный герой и сетует на то, что церковь как общественный институт теряет свою популярность, без ведома его коллеги, отца Якова (Зденко Ботич), не обходится практически ни одно мероприятие на острове, что вызывает в свою очередь зависть молодого пастора. Полный энтузиазма и непреодолимой наивности, Фабиан решает, что именно он ответственен не только за нравственную жизнь обитателей острова, но и за их сугубо личный выбор в отношении построения семьи. Священник при помощи местного мелкого торговца (Никса Бутижер) и фармацевта решает бороться с демографическим кризисом самыми грубыми и прямыми методами, а именно – лишить эффективности противозачаточные средства. Проткнуть иглой, если по-простому. Наверное, не стоит говорить, что ничего хорошего у пастора не вышло. А что вышло, вы можете увидеть сами в кинотеатре.

EuSd2ZMgLBI

При просмотре данной картины сами собой напрашиваются ассоциации с талантливейшим творением Джона Майкла МакДоны под названием «Голгофа», тем более, что они даже вышли в одном году, в 2013 (российский прокат «Детей священника» отстаёт от проката данной картины на родине более чем на год). Эти фильмы действительно перекликаются во многом, но они совершенно разные. Главный герой «Голгофы» – человек, в зрелом возрасте решивший стать священником, со своим богатым жизненным опытом за плечами, со своей историей, с дочерью наконец, тогда как отец Фабиан – скорее собирательный образ, нежели цельная личность; мы ничего не знаем о нём, о его прошлом или семье, кроме того, что он молод и полон надежд. И Хорватия с её расслабленным ритмом жизни, солнцем, заливающим улицы, беззаботными и открытыми жителями, совсем не Ирландия с её холодными скалами и беспокойным морем, которые заставляют почувствовать собственную ничтожность перед силами природы. И если фильм «Голгофа» о пороках простых людей, об их зацикленности на себе и собственной выгоде и проблемах, о том, к чему приводит индивидуализм в крайней степени, то «Дети священника» скорее об иллюзиях, царящих в лоне самой церкви.

Кому-то эта картина может показаться антиклерикальным манифестом, очередным памфлетом в сторону и без того кем только не осмеянного католичества. Но хочется верить, что фильм Винко Брешана, неоднократно отмеченного на Берлинском кинофестивале режиссёра, не так прост. Да, главный герой комичен и неубедителен в своих поступках, но в его добрых намерениях не приходится сомневаться ни на секунду. Он мелочен и даже завистлив, но кто из нас без греха? Человечность Фабиана, его стремление помочь каждому жителю острова, то, что он не осуждает их, а находит решения их проблем (пускай и не всегда рациональные), говорит в пользу того, что церковь всё ещё нужна людям, что она не разлагается изнутри, как это порой кажется особо усердным скептикам. Церковное начальство же, в частности епископ (как и другие представители власти в данной картине), показано с гораздо менее привлекательной стороны, что логичным образом наводит на мысль о рыбе, гниющей, как известно, с головы… Но это слишком мимолётное наблюдение, чтобы развивать его в рамках данного фильма.

Основная заслуга этого фильма, пожалуй, в отсутствии излишней дидактичности. Это кино чрезвычайно лёгкое, плавное и даже расслабляющее. Оно удивительно смешное, особенно для поклонников эстетики юго-восточной Европы. И, несмотря на то, что множество шуток и комичных ситуаций, так или иначе, связаны с половым актом и деторождением, благодаря харизме актёров, их открытым и дружелюбным лицам, той искренности, с которой они играют, фильм не скатывается в пошлость и банальщину.

Мелодичная (музыка в фильме подобрана с потрясающей точностью и прекрасно дополняет национальный колорит) комедия по мере приближения к своему финалу полностью трансформируется в неожиданную и оглушающее резкую драму, как будто бы последние десять минут фильма были написаны другим сценаристом. Сказать, играет это на пользу фильму или же, напротив, ему вредит, очень сложно. Однако это несомненно добавляет ему глубины. В кинокартине с подобной завязкой, названием, местом действия и персонажами не ждёшь таких серьёзных, животрепещущих тем, как усыновление детей из неблагополучных семей, подростковый аборт и насилие над несовершеннолетними. Но они все здесь присутствуют, превращая комедийную историю в повествование мирового масштаба, когда маленький остров становится моделью всего нашего общества со всеми его проблемами. Ведь насилие совершается не только в «Америке, Ирландии, Австралии…», как говорится устами епископа в этом фильме, оно у нас под носом, но только почему-то нам гораздо удобнее его не замечать.

rScLhexAEIg

«Дети священника» – не кинематографический шедевр и не прорыв, как бы ни было грустно это признавать. Но это хороший фильм, в лёгкой и непринужденной манере рассказывающий всё о том же: о человеке и человечности, о том, что такое делать добро и быть по-настоящему добрым. Это фильм для тех, кто устал от комедий, полных сверкающего экшена и безумств, для тех, кто соскучился по незатейливому камерному европейскому кинематографу и, наконец, для поклонников и ценителей балканского кино как жанра. Приятного просмотра.

Текст: Дарья Клубничкина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ