Вуди Аллен: нью-йоркский еврей-ипохондрик

1 декабря 2014, 10:12

Знаменитому американскому режиссеру-актеру стукнуло 79 лет, за это время он снял почти полсотни фильмов, придумал новый жанр и создал свой неповторимый образ.

Вуди Аллену (имя при рождении Аллен Стюарт Кенигсберг, настоящее имя Хейвуд Аллен), можно всё, и об этом знают все. Он может родиться в еврейской семье и стать атеистом; может бесконечно играть главные роли в своих фильмах; может жениться четвертый раз в жизни (даже на падчерице от третьего брака); может не явиться на церемонию вручения премии «Оскар»; может жить в Нью-Йорке, а снимать в Париже; может шутить над бывшими женами и пародировать любимых режиссеров. Но в первую очередь, Вуди Аллен всегда иронизирует над самим собой и не скрывает своего комичного нарциссизма, что является одной из характерных особенностей его режиссерского почерка. Принято считать, что Вуди Аллен является основоположником нового жанра – «интеллектуальная комедия», сочетающего в себе элементы иронии, сатиры, драмы и абсурда. В его фильмах можно увидеть влияние многих известных режиссеров (таких как Бастер Китон, Федерико Феллини, и, особенно, Ингмар Бергман), однако найти последователей комика среди молодого поколения режиссеров практически невозможно, о чём он сам не раз заявлял в различных интервью. Вуди Аллен уникален и одинок в своем таланте, это чувствуется в фильмах: его герой – неуверенный в себе, выделяющийся из толпы маленький человек, одновременно искренний и комичный, с виду нелепый и порой асексуальный, но пользующийся успехом у женщин в силу своего интеллектуального юмора. Лучше всего о режиссёре расскажут его фильмы, поэтому мы представили пять очень разных кинокартин Вуди Аллена, которые раскрывают его творчество с разных сторон.

«Любовь и смерть», 1975

Зубодробительная пародия на наиболее известные мотивы произведений русской классической литературы (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.) вошедшие в глобальную массовую культуру. В этой кинокартине также можно обнаружить цитаты и аллюзии из фильмов И. Бергмана («Седьмая печать»), С.М. Эйзенштейна («Броненосец «Потемкин»»). Говорят, что во время съемок этого фильма в Будапеште Вуди Аллен питался только консервами и водой, привезенными из Америки, так как режиссер очень переживал о качестве местной еды. В итоге, он был одним из немногих членов съемочной группы, котором удалось избежать дизентерии во время съемок. Цитата из фильма: «Положение очень сложное, Соня, я влюблена в Алексея. Он любит Алису. А у Алисы роман со Львом. Лев любит Татьяну, Татьяна без ума от Симкина. Симкин обожает меня… Я люблю Симкина, но не так, как Алексея. Алексей любит Татьяну как сестру, сестра Татьяны любит Тригорина — как брата, у брата Тригорина роман с моей сестрой; он любит её физически, но не любит духовно».

«Манхэттен», 1979

pALiH Фильм-признание в любви к родному городу режиссера – Нью-Йорку. Это очень добрая, забавная и искренняя кинокартина, в которой Вуди Аллен традиционно играет в паре с бесподобной Дайан Китон. Герои фильма представляют собой интеллектуальную и творческую богему мегаполиса: они ведут философские или псевдоинтеллектуальные беседы об искусстве, влюбляются, ссорятся, шутят, и самое главное – живут беззаботной жизнью. Эта блестящая черно-белая кинокартина вряд ли оставит вас равнодушным, ведь не зря многие кинокритики считают, что это один из лучших фильмов Вуди Аллена. Цитата из фильма:«Я бы не слишком доверял психоаналитику, который звонит мне в три часа ночи и рыдает в трубку».

«Ханна и её сёстры», 1986

68519823c59dc8bf010e177391dc0c9a71684303a726b2fe32f2acd6 Своеобразное прочтение «Трёх сестер» А.П. Чехова и яркий пример «драматической комедии», излюбленного жанра Вуди Аллена. Фильм повествует о сложных взаимоотношениях между тремя сестрами – Ханной, Ли и Холли, а также о причудах среднего класса нью-йоркской интеллигенции, с её непреодоленными комплексами и скрытыми недосказанными чувствами. Это один из немногих успешных в коммерческом плане проектов Аллена, который в шесть раз превысил свой небольшой бюджет и получил множество кинонаград. Цитата из фильма: «Много лет я не сидел перед телевизором, щелкая каналы. И вот она, культура: нацисты, продавцы дезодорантов, реслинг, конкурсы красоты, ток-шоу. Представь уровень интеллекта тех, кто смотрит реслинг! Но хуже всех фундаменталисты-проповедники: плуты рассказывают беднякам, что они вещают от имени Иисуса. Пришлите им деньги! Денег-денег! Если бы Иисус вернулся, и увидел, что творится его именем, его бы вечно рвало.»

«Вики Кристина Барселона», 2008

aID3SJ54beObpZhTM4195PUwRMB Это очередной «европейский» фильм Вуди Аллена, который он произвёл за пределами США, первая лента, финансируемая испанскими кинокомпаниями. Подобрав достойный звёздный состав (Скарлетт Йоханссон, Хавьер Бардем, Пенелопа Крус и др.), режиссер снимает романтическую комедию про сложные любовные перипетии между двумя девушками и молодым женатым художником. В результате получилась очень чувственная, жаркая и эмоциональная кинокартина с англо-испанскими диалогами. Цитата из фильма: « – Да, ты чуть не убил меня… стулом. – Это была самозащита. Ты махала бритвой! Ты была пьяная, ты была в бешенстве и с бритвой! – От ревности. Я была без ума от тебя, а ты изменил мне… глазами.»

«Жасмин», 2013

В основу этого фильма положена странная драматичная история про кризис светской женщины из Нью-Йорка, представительницы высшего общества, вынужденной переехать из мегаполиса в маленький городок к сестре. Кейт Бланшет исполняет в этом фильме одну из своих лучших ролей, её героиня подвержена различным неврозам на почве развода и отсутствия денег, но тем не менее она сохраняет чувство достоинства и мечтает вернуться в своё привычное обеспеченное общество. Многие критики проводят параллели между сюжетной линией и выбором персонажей этой кинокартины с известной культовой американской пьесой «Трамвай „Желание“». Цитата из фильма: «С кем я тут должна переспать, чтобы получить свою водку с мартини и долькой лимона?!»

Текст: Евгений Белов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ