Вторая мировая война в кинематографе разных стран

9 мая 2015, 08:42

Военные действия – одна из самых популярных тем в мировом кинематографе. Именно во время войны, в кризисных и сложных ситуациях, человеческие характеры проявляются более ярко, действия несут за собой необратимые последствия, а от каждого решения могут зависеть жизни не одной сотни людей. Вторая мировая война, самый страшный вооруженный конфликт ХХ века, оставила неизгладимый след в истории не только нашей страны, празднующей сегодня 70-летие Великой Победы, но и всего мира. Именно сегодня раздел «Кино» журнала «365» расскажет вам о том, как режиссеры из стран, участвовавших в той войне, отражают эту серьёзную тему в своём творчестве.

Россия

Нельзя обойти стороной просмотр советских фильмов 9 мая. Невозможно не вспомнить лиричный фильм «Жди меня» Бориса Иванова и Александра Столпера, «Летят журавли» Михаила Калатозова и «Отец солдата» Резо Чхеидзе. Вспомнится также и сериал «Семнадцать мгновений весны» с Вячеславом Тихоным в главной роли. В картинах всегда баталий хватает, но в первую очередь они о людях, об их жизнях, переживаниях, чувствах и, конечно же, о нашей стране. Именно о таких и хочется написать, о камерных авторских фильмах, которые рассказывают личные человеческие истории.

Например, «Дом, в котором я живу» (1957) Льва Кулиджанова и Якова Сегеля. В общей коммунальной квартире проживают две семьи, через шесть лет начинается война, мирная жизнь заканчивается: мысли о будущем рушатся, пропадает надежда. Отношения между героями сходят на нет, меняются ценности, война становится роковой чертой, кто-то не успевает увидеть день победы. Приходит праздник, люди радуются и снова надеются на счастливую жизнь, стараются верить, что она возможна такой.

«Баллада о солдате»

«Баллада о солдате»

О невероятной истории, произошедшей между сыном и матерью, повествует картина «Баллада о солдате» (1959) Григория Чухрая. Это кинолента о чувствах, о первой любви, о благородстве, храбрости и отзывчивости, о чести и вере. Все эти мотивы следуют за главным героем на протяжении его дороги домой к матери, но приезжает он к ней только на две минуты, чтобы увидеть в последний раз в своей жизни. А мать все равно будет приходить на дорогу и ждать своего сна, как ждали в то время все матери.

«Иваново детство»

«Иваново детство»

Одним из значимых фильмов также является картина Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962). Впервые советский зритель увидел войну глазами маленького мальчика, Вани (Николай Бурляев). Естественно, публика не ожидала такой откровенности, страданий, слишком личной была история для каждого. Картина показывает детство храброго, но одинокого мальчика во время войны, которое никогда не будет таким, каким оно было «до», как на снимках Эммануила Евзерихина.

Эммануил Евзерихин, "Буденновцы"

Эммануил Евзерихин, «Буденновцы»

«Ребенок – ревнитель войны, олицетворение ее беспощадного закона. Война – не только среда, обстановка, условие, война – сама эта искаженная душа», — писала Н. Зоркая об этом фильме.

Германия

Не только русские умеют снимать кино про войну. Разумеется, для нас шедеврами останутся «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие» и «Они сражались за родину», но и в Германии есть немалое количество фильмов, где можно увидеть войну с иной стороны, посмотреть на нее глазами нацистов. И показана она… по-другому, непривычно для русского глаза. Казалось бы, одни и те же события, но если у нас во главу стола ставится невероятный героизм и мужество солдат, сила духа и подвиги отельных личностей, спасших Родину, то у них картины скорее анти-героические: о том, что война — это физические и моральные страдания и всегда последствия, от которых тяжело оправиться.

Возьмем, например, «Сталинград» — немецкий фильм, снятый в 1992 году Йозефом Вильсмайером. Режиссер попытался без пафоса и патетики показать все ужасы, все пытки тех дней. И мы видим лейтенанта, ведущего бойцов СС на, возможно, последний для кого-то из них штурм здания, рядовых в окопах, советских граждан. Только Сталинград уравнивает всех, и на этот раз ты сочувствуешь им всем одинаково. Немцы тут — не звери и не кровожадные убийцы. Они просто солдаты, исполняющие приказы амбициозного предводителя, и просто люди, попавшие в настоящий ад, в котором даже несгибаемый немецкий характер может дать слабину.

"Мост"

«Мост»

Не первый фильм, но один из немногих, рассказывающих о судьбе детей из Гитлерюгенд, — «Мост» (1959). Название отсылает к основному месту событий, которому из точки сбора местной молодежи суждено превратиться в стратегический важный объект на карте. Фильм не про фанатиков, не про убежденных нацистов, а про обычных подростков, для которых этот мост важен так же, как дом, друзья и родные. И их объединяет одна ужасная вещь: они не понимают, на что идут, не осознают, насколько война жестока и беспощадна, да и вообще — для них нет разницы между детской «войнушкой» и Второй мировой. Их неосознанный юношеский героизм не столько восхищает, сколько заставляет с ужасом ждать финала.

На фоне событий «Сталинграда» и «Моста» несколько особняком стоит трехсерийный фильм «Наши матери, наши отцы» (2013). В Германии картина стала «культурным событием года», в Польше и России же — вызвала широкий общественный резонанс: слишком уж идеализированно, по мнению, как отдельных личностей, так и целых организаций, выглядели немцы на фоне кровожадных польских партизан и советских солдат-насильников. Прозванный «пятью часами самосочувствия», фильм всё равно рассказывает не столько о военных действиях, сколько о судьбах людей, которые ими сломаны.

"Наши матери, наши отцы"

«Наши матери, наши отцы»

Тяжело снимать кино о войне, в которой ты — проигравшая сторона, но немецкий кинематограф успешно справляется с этой задачей: без явного перевирания исторических событий, без пропаганды, без попыток «обелить» нацистов, но с акцентом на человеческих страданиях и тяжелейших последствиях любых вооруженных конфликтов. И даже несмотря на нынешние непростые взаимоотношения между нашими странами, в заявлениях президента ФРГ, канцлера и министра иностранных дел находится место словам уважения и даже благодарности, а подавляющее большинство рядовых немцев (89%) считают 9 мая днем освобождения Германии, не поражения. И кино сыграло в этом не последнюю роль.

Америка

Фильмы о Второй Мировой войне, снятые в Голливуде, стали, пожалуй, самыми просматриваемыми в мире, в этом их сила, но в этом и их опасность. Мы можем получить одностороннюю оценку событий, и она будет принята максимальным количеством зрителей.

Безусловно, основным лейтмотивом американцев в военном кино, является воспевание героев как реальных, так и вымышленных. В стране, где «культ супергероя» особо дорог сердцу рядового янки, даже Вторая мировая война не могла обойтись без своего героя. И им стал Капитан Америка. Популярный комикс был много раз переиздан и экранизирован. Самым последней успешной адаптацией можно назвать картину Джо Джонстона «Первый мститель» («Captain America: The First Avenger») 2011 года. Крис Эванс воплотил образ бравого американского солдата, бесстрашного и неуязвимого, убивающего нацистов с невероятной легкостью, благодаря суперсиле, обретенной после инъекции чудо-сыворотки, а также сверхпрочному щиту с цветовой палитрой родного флага и обтягивающему голубому латексному костюму. Но внимательный зритель заметит, что в других фильмах Marvel Вторая Мировая тоже имела место быть. В спин-оффе «Росомаха: Бессмертный» герой Хью Джекмана выживает в том самом атомном взрыве в Нагасаке, а персонаж Магнето, он же Эрик Леншерр, как еврей живет в Варшавском гетто в 1944 году, и именно там впервые проявляются его сверхъестественные способности.

"Список Шиндлера"

«Список Шиндлера»

Тема геноцида евреев во Второй мировой войне особенно ярко прошлась по киноиндустрии Америки. В исторической драме Стивена Спилберга «Список Шиндлера» немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер спасает более тысячи польских евреев от гибели. В военной киноленте, снятой режиссёром Брайаном Персивалем «Воровка книг», юная Лизель вместе с приёмными родителями, скрывают в подвале Макса Вандербурга, который объясняет ей, что он еврей, и его могут убить за это. В картине Марка Хермана «Мальчик в полосатой пижаме» показа судьба немецкого мальчика, сына нациста, который не понимает идею этого самого нацизма и познаёт другой мир за колючей проволкой вместе с еврейским мальчиком в тюремной робе. Тема Второй Мировой войны подарила много почвы для творчества Стивену Спилбергу, это и «Братья по оружию» и «Тихий океан», но самым грандиозным проектом можно назвать военную драму «Спасти рядового Райана». Фильм, ставший культовым и образцовым в своем жанре. История о поиске того самого рядового, пропавшего во время высадки в Нормандии, была отмечена пятью «Оскарами», включая награду за лучшую режиссуру. Тема героизма и выживания в тяжелых военных условиях была затронута множество раз: это и «Ярость» Дэвида Эйра с Брэдом Питтом, о танковом экипаже, в одиночку сражающимся на территории врага, сталкивающимся с ужасами войны, вездесущей смертью и вечным вопросом «как остаться человеком в самые страшные минуты своей жизни?», и «Тонкая красная линия» Терренса Маллика, повествующая о солдатах, пытающихся просто остаться в живых в сражении за остров Гуадалканал. Особое место занимает тема японско-американского конфликта в Тихом океане, начиная с красочного, изобилующего спецэффектами и взрывами «Перл-Харбора» Майкла Бэя, о нападении воздушного флота Японии на военную базу США, заканчивая «Флагами наших отцов» Клинта Иствуда о сражениях за остров Иводзима. Даже Анджелина Джоли не смогла пройти мимо этого, и сняла свой второй режиссерский проект «Несломленный» о герое войны и олимпийском атлете Луи Зампирини, который выжил, несмотря на то, что подвергся исключительно жестоким истязаниям в плену японских военных.

"Тонкая красная линия"

«Тонкая красная линия»

Вторую мировую кинематографисты используют и как время, когда каждая минута может оказаться последней, проведенной вместе. История о безымянном «Английском пациенте» Энтони Миннгеллы показывает нам и потери любимых, и одиночество, и неизбежность смерти, и милосердие. Война оголяет нервы и заставляет людей делать то, что в обычной жизни они не могли сделать никогда. В фильме «Слова» Брайана Клагмана и Ли Стернтала, сюжет которого состоит из трёх историй, «вложенных» одна в другую, самой «внутренней» является история любви американского солдата и молодой француженки, судьба которых ломается и не проходит испытание временем и обстоятельствами.

Но Голливуд, не был был Голливудом если бы не обыграл одну из самых массовых войн в сатирическом ключе. Квентин Тарантино собрал в «Бесславных ублюдках» квинтэссенцию американского представления о Второй мировой.

"Бесславные ублюдки"

«Бесславные ублюдки»

Группа головорезов во главе с американским лейтенантом по кличке «Апач» орудует по европейским лесам и снимает скальпы с немецких солдат, преследуя свою главную цель — фюрера. Сюжет фильма настолько абсурдный, и ровно настолько же обаятельный. Американцы представлены недалёкими и забавными, немцы-фашисты хитры и наивны одновременно, Гитлер комичен и абсурден… Черчилль? Он практически молчал и ничего не портил. Подкупает этническая кропотливость Тарантино к подбору актёров: на роли немцев он взял исключительно немцев, на роль офранцуженной еврейки — Мелани Лоран, французскую актрису из еврейской семьи, даже подсадного фрица Арчи Хикокса, сыграл Майкл Фассбендер, который только наполовину немец. Фильм стоит смотреть исключительно с субтитрами, чтобы услышать всю палитру европейских языков и акцентов, которые колоритно представлены и мелодично скомпонованы.

Великобритания

Нельзя забывать и кинематограф Великобритании, ему тоже есть чего сказать о времени Второй мировой войны. Говорят о нем тихо и очень лично, а главное мало. В истории кино Соединенного королевства больше фильмов о частных войнах и первой мировой, чем про борьбу с фашистской Германией. А когда уже начинают снимать про эту эпоху, то истории становятся камерными, без массовых баталий, а о человеческих качествах.

Например, фильм «Холм» Сидни Люмета, получивший награду за лучший сценарий на Каннском кинофестивале  в 1965 году. Вторая мировая война идет только фоном, пока главным местом действия становится британский исправительный лагерь в ливийской пустыне. Бесчинствует старший сержант Уильямс (Гарри Эндрюс), заставляя заключенных каждый раз взбираться под палящим солнцем на холм. Кажется, только один охранник способен к милосердию. Вскоре Уильямсу начинает противостоять Джо Робертс (Шон Коннери) и все остальные новые заключенные.

«Холм»

«Холм»

Этот фильм скорее не совсем жизни во время войны, а больше о выживании в самой ее атмосфере. Главные герои перестают верить своему правительству, находящимся рядом людям и самим себе, погружаясь в хаос и отчаяние, устраивая внутреннюю и внешнюю революцию. Режиссер картины, Сидни Люмет, использовал широкоугольные объективы со специальным фокусным расстоянием, чтобы добиться искажений на лицах даже в крупных планах.

Интересная и серьезная картина вышла у Питера Йетса, в которой главную роль сыграл Питер О’Тул. «Война Мерфи» повествует о последних месяцах войны, о британском моряке, который остался в живых  после того, как его судно потопили немцы. Он решает отомстить, хотя война уже закончилась.

Невероятно четкая структура фильма, на грани между боевиком и психологической драмой, которые как можно лучше показывают портрет сломленного человека, потерявшего все и держащегося только за одну надежду – месть. Опять, как и у Сидни Люмета, на первый план выходят именно человеческие чувства.

«Навстречу шторму»

«Навстречу шторму»

Если говорить о совершенно внутренней стороне Второй мировой войны, где нельзя обойтись без политики, то стоит упомянуть телевизионный фильм «Навстречу шторму» (2009)  Тадеуса О’Салливана об Уинстоне Черчилле, главную роль в котором сыграл ирландский актер Брендан Глисон. Это современный взгляд на жизнь премьер-министра Великобритании в конце второй мировой войны и один из тех фильмов, в которых больше разговоров, чем действий. Режиссер задается вопросом «почему же страна, которой так Черчилль дорожил, отвернулась от него после победы?» и пытается ответить.

Франция

Биография Франции времен Второй мировой войны довольно любопытна. Поначалу она вела так называемую «бездейственную» войну с Германией, капитулировала, пережила режим Виши, оккупацию Италией, Холокост и даже успела повоевать за Германию. С другой стороны, во Франции было масштабное Движение Сопротивления, а французские солдаты участвовали в боях на стороне союзников, в том числе в военно-воздушных силах СССР.

Фашистские пропагандистские фильмы в оккупированной Франции не прижились, а сами французы в 40-х годах снимали кино о чем угодно, по возможности обходя тему фашизма. После капитуляции фашистской Германии и возгласа генерала Кейтеля о французах: «Это что, они нас тоже победили?», французские кинематографисты медленно стали двигаться к осмыслению произошедших во Второй Мировой событий, главным образом Холокоста и вклада в историю борцов Движения Сопротивления.

«До свидания, дети»

«До свидания, дети»

Несмотря на то, что еще в 1947 году был снят первый фильм о роли французских солдат в борьбе против фашизма («Небесный батальон»), первые действительно «пережитые» режиссерами фильмы стали выходить с середины 50-х годов. Среди них – фильм Жана Валера «Приговор» (1959) с Мариной Влади, повествующий о судьбе пяти борцов Сопротивления, накануне высадки войск Союзников приговоренных к расстрелу. Фильм совместного советско-французского производства, «Нормандия-Неман» (1960) посвящен памяти французских летчиков, воевавших в составе войск СССР и в эпоху Союза считался «залогом» дружбы стран. Одним из самых интересных «ранних» фильмов можно назвать и «Пир хищников» (1964), напряженный психологически и оригинально построенный в плане сценария: собрать на торжестве компанию идеологически по-разному настроенных к оккупантам граждан и противопоставить их гестапо. По-своему осмысливались темы войны и в комедиях: в «Большой прогулке» (1966) с Луи де Фюнесом французы высмеивают фашистов со всех ракурсов (особенно смакуя их страсть к маршированию). Самым тонким и философским фильмом того времени можно назвать картину «Жестяной барабан» (1979) по произведению Гюнтера Грасса, в котором главный герой, трехлетний Оскар, из вредности отказавшийся взрослеть, символизирует собой заторможенный в своем духовном развитии фашизм. Пронзительные фильмы о Холокосте – «До свидания, дети» (1987) Луи Маля и «Пианист» (2002) Романа Полански – можно назвать одними из самых сильных фильмов о геноциде евреев и, пожалуй, одними из лучших в кинематографе Франции.

«Штиль»

«Штиль»

Интересным, хотя и слишком упрощенным, можно назвать фильм «Штиль» (2011) о самом молодом французском борце Движения Сопротивления Ги Моке, расстрелянном фашистами. Последнее письмо Ги своей семье во Франции считается манифестом антифашизму и заучивается в школах наравне с Гимном Франции.

Текст: Анастасия Заболоцкая, Наталья Ивкина, Светлана Иванова, Талгат Медетов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ