Вкус доброй простоты

27 августа 2014, 17:41

«В лондонских овощах нет души»

Существует, мне кажется, одна непреложная заповедь критики фильмов: никогда не следует ругать фильмы, основная идея которых – доброта. Если фильм снят для того, чтобы напомнить людям о самом важном и самом простом, показав при этом хорошую и жизненную историю, то не надо громить сюжет, если он вдруг не отличается закрученными изысками и феноменальной игрой актеров, не стоит сокрушаться, что фильм не поднимает острых проблем и тому подобные шаблонные претензии. Есть категория фильмов, которые снимают и не для премий, и не для славы, а ради двух часов жизненной простоты и хороших уроков, которые мы можем извлечь из наблюдения за историей персонажей.

И именно для того снят фильм «Пряности и страсти»: для наблюдения, для жизненных уроков, для возможности увидеть другой мир. Перед зрителем разворачивается история семьи, вынужденной покинуть Индию по политическим причинам и отправиться в Европу для поиска новой жизни. У себя на родине семейство содержало большой ресторан, и в Лондон они отправляются с мечтой подарить европейцам частичку индийской кухни. Особенно выделается среди пятерых детей, покинувших Индию вместе с отцом, юноша Хасан, с самого детства обладающий даром остро чувствовать вкусы, что помогает ему готовить изысканные блюда индийской кухни, чарующие всех, кто их пробует. Не найдя хорошей жизни в Англии, семья снова решает отправиться в путь, однако волей случая застревает в небольшом городке во Франции. Там отец семейства и решает остаться, выкупив заброшенное здание ресторана и обосновав там свою кухню и семью. По иронии судьбы, новоявленный индийский ресторан находится прямо через дорогу от другого заведения – изысканного ресторана «Плакучая ива», славящегося своими традициями, вкусом и стилем, а также отмеченного одной звездой Мишлен. Хозяйка ресторана, Мадам Мэллори, роль которой великолепно исполнила Хелен Миррен («Последние воскресенье», «Сокровище нации: Книга Тайн»), вовсе не рада новым шумным соседям, и объявляет настоящую ресторанную войну неожиданным гостям, которые быстро талантами Хасана завоевывают посетителей. С невероятной скоростью изысканность индийских блюд и специй распространяется по всему городу, и вот уже сам мэр предпочитает обедать в индийском ресторане, а каждый вечер блюда Хасана разносятся среди переполненных столов. Сам же индийский повар влюбляется в девушку Маргарит, которая работает в ресторане «Плакучая ива».

1404362596_kinopoisk.ru-the-hundred-foot-journey-2434389

Вражда ресторанов со временем утихает, а к окончательному примирению приводит печальный инцидент: Шеф-повар ресторана мадам Мэллори, ревностно относящийся к своему делу, решает поджечь ресторан конкурентов, за что и лишается работы. Борясь с огнем, Хасан получает серьезные ожоги рук и на несколько месяцев теряет способность готовить. Казалось бы, после окончательного примирения оба заведения могут продолжать работать себе на радость, однако Хасану становится тесно в маленькой индийской кухне, он стремится опробовать новые блюда, новые сочетания вкусов, и после выздоровления он решается на неприятный для его отца и семьи шаг: перейти в ресторан «Плакучая ива» и продолжить совершенствовать свои дарования там. Всего за год триумфальной работы в изысканном ресторане Хасан добывает вторую звезду Мишлен для «Плакучей ивы», которую хозяйка ресторана пыталась получить 30 лет. Дальше Хасана ждет огромная слава, десятки  предложений из лучших ресторанов Франции, куда он и отправляется, работа над передовыми гастрономическими тенденциями в рамках молекулярной кухни, третья звезда Мишлен для своего нового заведения, изысканность Парижа и, конечно, одиночество, преследующее его вдали от стен родного ресторана и семьи. Разумеется, в итоге все заканчивается благополучно, и Хасан принимает единственно верное для себя решение, ведь приготовить так же вкусно, как ему удавалось сделать это вместе с Маргарит на своей кухне, ему уже не удается. Семья Хасана на радость отца воссоединяется и даже разрастается.

T

Для фильмов о простоте и общечеловеческих истинах есть несколько обязательных компонентов. Первый из них, разумеется, общая гармония повествования, позволяющая наблюдать историю как единое целое. Без гармонии повествования у зрителя не возникает того чувства, которое испытываешь, когда в легких фильмах назревает проблема: зритель переживает за героя всем сердцем, при этом однозначно веря в благополучный финал. Возможно, именно за героев фильмов, не претендующих на глубокий психологизм и оригинальность образов, и переживаешь сильнее всего, ведь такие персонажи значительно ближе, чем самобытные и уникальные личности.

Общую гармонию, которой буквально пропитан весь фильм, в довольно большой доле обеспечивает музыкальный ряд, сочиненный небезызвестным композитором Аллой Ракха Рахманом, чьи мелодии мы могли услышать в «Миллионере из трущоб» и «127 часах». Наверное, это особый дар для композитора: как Хасан в фильме смешивает множество мельчайших ингредиентов в одному ему известных пропорциях, так и Рахман умеет вписать свою музыку в фильм так, что сперва и не замечаешь ее, а лишь затем в один момент понимаешь, что определенное действие сопровождает тихая мелодия, индийский мотив, который делает сцену уникальной, через музыку придавая ей что-то возвышенное. И после фильма вряд ли получится вспомнить все эти мелодии, и даже включив их после, они не покажутся знакомыми, потому что наибольшее влияние они оказывают в рамках фильма, для которого были написаны.

0408141440504

Меня как зрителя не может не радовать тот факт, что жанр «легкого» кино сегодня начинает находить свою самобытность, нащупывая нишу между драмой и комедией. Ему пока сложно дать название, но его эффект каждый может ощутить на себе, посмотрев, к примеру, фильм «Пряности и страсти». Это и не комедия, и не драма, и не биография, это жизненная история без прямого посыла, из которой вывод каждый извлекает сам. И в отношении такого фильма не надо говорить, что можно было бы сделать лучше, что те или иные актеры сыграли плохо или хорошо. Можно даже не запоминать имена этих актеров, но в памяти стоит сохранить весь фильм, а также постараться не забыть те ощущения, что он подарил.

 

Текст: Павел Костюк

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ