«В сердце моря»: плавание на выживание

4 декабря 2015, 21:11

«365» о том, как с помощью нового фильма «В сердце моря» оскароносного Рона Ховарда освоить профессию китобоя и почему картине о выживании в море не хватило глубины.

В 1851 году Герман Мелвилл опубликовал роман «Моби Дик», которому впоследствии было суждено превратиться в один из столпов американской классики. История корабля «Пекод» и его капитана Ахава, одержимого поимкой гигантского белого кита, настолько опережала свое время, что была признана лишь спустя 70 лет после своего издания. Не говоря уже о том, что она являлась на тот момент чуть ли не самой обширной энциклопедией китобойного промысла Нантакета XIX века.

Кадр из фильма "В сердце моря"

Кадр из фильма «В сердце моря»

И как ни странно, если попытаться вспомнить все немногочисленные экранизации Мелвилла, то кроме картины Джона Хьюстона 1956 года и мини-сериала с Патриком Стюартом 1999 года ничего достойного упоминания больше не спешит всплывать из памяти.

Даже в этот раз режиссер Рон Ховард решил обойти стороной художественный вымысел и сосредоточить свое внимание на случае из реальной жизни, который послужил вдохновением для «Моби Дика».

Кадр из фильма "В сердце моря"

Кадр из фильма «В сердце моря»

Стоит помнить, что история фильма не имеет ничего общего с романом Мелвилла, кроме присутствия необычайных размеров кита, который нещадно топит корабль: здесь не нашлось места обширным библейским аллюзиям и рассуждениям на тему грани между одержимостью и безумием. В центре повествования – кашалоты, и наиболее ценный энергетический ресурс, питающий зарождающую мировую промышленность – китовый жир. Подобно «специи» с планеты Дюна, его ценность определяет степень отчаяния мореплавателей и алчности судовладельцев.

«В сердце моря» повествует о команде китобойного судна «Эссекс», которая отправляется в самую дальнюю от любого материка точку, чтобы найти подслушанные в байках испанских моряков «поля из китовых хвостов, простирающиеся до горизонта».

Кадр из фильма "В сердце моря"

Кадр из фильма «В сердце моря»

Персонаж Криса Хэмсворта Оуэн Чейз рассчитывает получить звание капитана собственного китобойного судна, если перевыполнит план добычи жира, но работать ему приходится под началом наследственного, но неопытного капитана Джорджа Полларда, отношения с которым портятся еще до знакомства.

Это путешествие заканчивается год спустя, когда на собственном горьком опыте команда узнает, что среди найденных многочисленных кашалотов затесался самый крупный и самый агрессивный за всю историю мореплавания. Там, где заканчивается роман Меллвила, начинается жестокая борьба за выживание, которая разворачивается посреди Тихого океана на трех шлюпках с оставшимися в живых членами команды «Эссекса».

Кадр из фильма "В сердце моря"

Кадр из фильма «В сердце моря»

Для фильма с такой богатой историей и таким пристальным вниманием к деталям воссоздаваемого мира имеющейся драматической составляющей становится совсем недостаточно, чтобы переживать за происходящее на экране по какой-либо причине, кроме как ради наслаждения бесподобной картинкой. Ведь, по сути, «В сердце моря» представляет из себя неудачную попытку того, что гораздо лучше вышло у Рона Ховарда в его предыдущей работе – фильме «Гонка», где на фоне мира индустрии Формулы-1 разворачивалась история противостояния лучших в своей профессии, но абсолютно разных по складу мировоззрения гонщиков мира, и она служила надежной основой для развития персонажей и сюжета.

Белый кит оказался персонажем гораздо более крупным, чем ожидалось, и оставшегося места не хватило для того, чтобы все линии истории были раскрыты полностью. В результате на борту корабля, кроме бодающихся капитана и старпома, оказываются двадцать совершенно безликих статистов, порядок смертей которых волнует в последнюю очередь и чьи функции при их наличии сводятся к экспозиционным диалогам.

Кадр из фильма "В сердце моря"

Кадр из фильма «В сердце моря»

Сценарий Чарльза Левитта («Планета Kа-Пэкс», «Кровавый Алмаз») дает нам самое ясное представление о неблагодарной работе китобоев, подробно рассказывает о страшных вещах, которые происходят с выжившими в течение трех месяцев их скитания по водной пустыне, но забывает придать персонажам и их конфликтам глубины, которая лишь только угадывается в героях благодаря прекрасной игре актеров. Мастерская работа оскароносного оператора Энтони Дод Мэнтла («Транс», «Миллионер из Трущоб», «127 часов») создает свою фирменную, живописную и одновременно пугающую картинку, делая «В сердце моря» невероятно красивым фильмом, которому, возможно, больше подошел бы формат сериала.

Кадр из фильма "В сердце моря"

Кадр из фильма «В сердце моря»

Фильм напоминает катание на шлюпках по поверхности затронутых многочисленных тем, которые, к сожалению, не способны раскрыться полностью в том, что представляет из себя новая картина Рона Ховарда – художественно переосмысленная, трепетная по отношению к первоисточнику, но все же обыкновенная хроника с места трагичных событий.

 

Текст: Антуан Гомкцян

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ