В круге отчаяния

11 февраля 2015, 19:16

12 февраля в российских кинотеатрах состоится премьера новой драмы Екатерины Шагаловой «Берцы» – фильма жесткого, сильного, депрессивного и с налетом безнадежности. Неспроста в трейлере особенно подчеркивается момент, что увидеть его можно «только в самых смелых кинотеатрах». Действительно, фильм не для больших экранов в том понимании, в каком мы к ним привыкли, но хочется, чтобы «Берцы» увидело как можно больше людей, потому что такое кино заставляет о многом задуматься.

Молодой тележурналист Сергей уволен с телевидения за провокационный и смелый репортаж. Дома он не может найти покоя и понимания – рядом с ним гипер-заботливая мать и психически неуравновешенная сестра. В этот момент, когда ему отчаянно плохо, к нему попадают старые армейские берцы, которые «приводят куда надо». Сергея они привели к женщине – такой же отчаявшейся, как и он сам, и их жизни, тесно переплетаясь, стремительно меняются. Но не бывает так, чтобы все было хорошо, обязательно появляется что-то, что все портит. Это закон жизни: она бьет тогда, когда меньше всего этого ждешь.

Роли в актерском мире принято разделять на главные и второстепенные. Оставим эти условности. В «Берцах» нет главных и не главных персонажей – они все равны и каждый их них несет в себе тот самый ключик, который складывает звенья событий в одну цепочку. Все они обычные люди, со своими характерами, достоинствами, недостатками и тараканами в голове, они – нормальные, но в то же время каждый по-своему чуточку безумен и неадекватен. Все они одиноки. Они живут вместе, рядом, но вокруг них черная пустота, в которой они постепенно тонут, отчаянно пытаясь заполнить ее. В «Берцах» нет счастливых людей. В какой момент кажется, что пустота все-таки заполнена, наступил мир и установилась видимость благополучия и теплых чувств, но пороки и привычка жить безнадежно все равно берут верх, опровергая вечную сказку о том, что добро всегда побеждает зло.

Каждый персонаж вызывает в душе свой отклик – их можно понять и им посочувствовать; про любого из них можно сказать, что он был прав и в то же время не прав, просто поступить по-другому не мог; на место каждого из них можно (читай, нужно) поставить себя самого, чтобы еще раз вспомнить, в какой страшной действительности мы живем.

Bertsy_04

Гипер-заботливая мать (Татьяна Лютаева), доводящая своей опекой до бешенства и уже сама уставшая от всего этого, но не знающая способа остановиться, ведь кто, кроме нее сможет позаботиться о любимых детках? И совсем неважно, что они уже выросли – она продолжает кормить их с ложечки и укачивать в прямом смысле слова.

Сестра Василиса (Мария Антонова), девушка-подросток с психическим диагнозом. Запертая в четырех стенах рядом с матерью, она страдает от нехватки общения, от бушующих в ней гормонов, от недостатка любви и в то же время от ее переизбытка, от страстного желания изведать что-то новое, другое. Глядя на нее, в какой-то момент невольно задумываешься, а так ли уж она больна на самом деле? Может быть, дай ей больше свободы, и она была бы совсем другой? По сути, Василиса не совершила ничего неадекватного с медицинской точки зрения – она сделала то, что сделала все от той же безысходности и отчаяния, в которой проводила большую часть своей жизни. Да и её диагноз так и не был озвучен.

47891

Агрессивно-мягкий Сергей (Тимофей Каратаев), молодой и горячий, еще верящий в светлые идеалы и стремящийся донести до людей правду, открыть им глаза на лживую показуху, творящуюся вокруг. И что он за это получает? Увольнение, депрессию, боль и понимание того, что правда-то никому не нужна. Свою пустоту он заполняет пожирающей его болезненной страстью. За совершенные им поступки его не осуждаешь, да это и невозможно, зная и понимая, что им двигало, его жалеешь и жалеешь до слез в глазах и ломоты в пальцах.

Ирина (Ксения Лаврова-Глинка), живущая в гражданском браке с нелюбимым мужчиной и работающая ведущей на кабельном телевидении, не верит, что ее жизнь может поменяться к лучшему. Она барахтается в серой никому не нужной повседневности и заполняет пустоту алкоголем, вечеринками и редкими случайными связями. Так легче, так проще – так ей кажется, пока она не встречает Сергея. И ее жизнь все-таки накреняется в другую сторону, но иногда лучше все оставить как есть – только понимание этого приходит, когда уже ничего исправить нельзя. Ее страх и желание воспользоваться неожиданной возможностью все изменить, ее сомнения и метания настолько сильны, что почти физически переливаются с экрана в зал, и ты начинаешь проникаться ее настроением, тем более что сомнения и нерешительность в избавлении от привычного – постоянные наши спутники.

Bertsy_07

Даже Васенька, гражданский отчим Сергея и Василисы, сожитель их матери, тюфяк и вечный миротворец, вызывает сочувствие и щемящую жалость. Каково это – постоянно жить среди столь разных и непредсказуемых огней, готовых взорваться в любую минуту? Но ради удобства, привычки, кажущейся любви и глубинного подсознательного страха остаться в одиночестве, пойдешь и не на такое.

И берцы. Берцы – это символ веры во что-то, что может помочь, «привести куда надо», символ всего хорошего и плохого, что здесь произошло, связующее звено между закостенелым прошлым и разрушительным будущим, символ всей этой безумной истории. Вера героев в берцы настолько сильна, что они ведут. Но они ли и туда ли, куда надо? В конце концов, они оказываются простыми старыми армейскими ботинками на опустившемся бомже. Опять безнадега и отчаяние и, кажется, что нет в этом круге ни начала, ни конца.

Текст: Александра Горелая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ