На первый взгляд эта авантюрная криминальная драма кажется расчетливым и каноничным фильмом о карточной игре. Так оно, впрочем, и есть, но прежде всего – это кино о выборе и развитии личности. Герой Мэтта Деймона чувствует себя миниатюрной рыбёшкой в большом океане возможностей и решает множество жизненно важные проблемы. Довольно реальный и живой дуэт Деймона с Эдвардом Нортоном рисует перед нами предтечу «Умницы Уилла Хантинга» — также рассказывающего о скрытых талантах, но демонстрирующего внутренний конфликт персонажей куда открытее, нежели это делается в «Шулерах». И да, если смотреть, то строго в оригинале – хотя бы ради божественного Джона Малковича с русским акцентом.
В своё время Смит не раз подвергался критике со стороны глубоко религиозных людей вне чувства юмора и до сих пор гордится случившимся ажиотажем и скандалами. Каждая минута в этом фильме заслуживает цитирования и последующего обсуждения. Смит не пытается подорвать вашу веру, он вежливо иронизирует над религией без злого умысла. И пролог это подтверждает. Забудьте о Томе Хиддлстоне и его интерпретации Локи. Единственный нормальный Локи – в «Догме» Кевина Смита, и играет его наш именинник в дуэте с Беном Аффлеком, воплотившего падшего ангела Бартлби.
Роль отставного агента ЦРУ Джеймса Борна, поглощённого амнезией и вынужденного скрываться от людей, сделавших его машиной для убийств, прославила Деймона и помогла ему стать одним из самых востребованных в Голливуде. За первое десятилетие двадцать первого века вряд ли можно отыскать более динамичную и остросюжетную франшизу в жанре боевика. Выверенные сценарии, искусный экшен, нетленная композиция Моби, «Борн» — это уже культ, и занять его лавры пока никому не удалось.
Неиссякаемая сила Стивена Содерберга помогает режиссеру, сдвинувшего американское независимое кино с мёртвой точки «Сексом, ложью и видео», снимать по несколько фильмов за год и делать это всё так же хорошо, как и прежде. «Информатор» словно создавался и писался под Деймона: растолстевший Мэтт вызывает не то жалость, не то раздражение при своём неуклюжем и аляповатом виде. А его герой – засланный казачок, сливающий информацию о грязных делишках компании как нежеланном месте работы – скорее дикий смех и желание дать по морде. Но и Деймон – не единственная заслуга Содерберга, подарившего камере шанс наслаждаться прелестями такой загадочной американской души.
Хулители этого чудесного блокбастера наверняка даже и не знают, что при наличии как минимум двух голливудских звёзд и одной восходящей, запредельных спецэффектов и особого антуража, он снят на сто миллионов долларов, по нынешним меркам – средний бюджет. У Бломкампа одна проблема – он не может отвыкнуть от «Района №9», и отголоски монументального шедевра виднеются в его проектах до сих пор. И даже это не повод ругать поражающе стильный боевик с недосказанной моралью, но с обаятельными персонажами и «вкусными» экшен-сценами, вызывающих передозировку у рядового зрителя.