Удивительный соблазн заблуждения

22 января 2015, 18:00

На экраны выходит чёрная комедия Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бёрдмэн».

Премьера киноленты состоялась на Венецианском кинофестивале 2014 года, который эта картина открывала. По итогам смотра новая кинолента мексиканца гордо ушла с четырьмя призами и положительными отзывами зарубежных кинокритиков. Сейчас, приближаясь к «Оскару», картина успела приобрести невероятное количество киноведческих премий, которые вовсю раздавали разные гильдии кинематографистов Америки и Европы. После четырехлетнего перерыва Иньяритту вновь снимает историю личную и мудрую, перекликающуюся с его творческой судьбой. Исследуя иллюзию успеха, режиссер по-своему углубляется в стихию американского театра, так же театрально окрашивая места действия.

Ригган – главный герой фильма – уже не тот, кем был двадцать лет назад. Былая слава улетучилась вскоре после отказа от фильма «Бёрдмэн 4», где ему снова пришлось бы играть человека-птицу. В попытке вернуть былую известность главный герой решает поставить спектакль на Бродвее. Однако «дух прошлого» не собирается покидать Риггана и пытается найти с ним общий язык.

4589-345

Совершенно чужой в этом мире герой пытается доказать самому себе, что он личность, игнорируя Бёрдмэна и занимаясь постановкой спектакля, в котором сам выступает как исполнитель главной роли, сценарист и режиссер. А уже взрослая дочь, на которую раньше не было времени из-за рекламных кампаний и съёмок новых фильмов о Бёрдмэне, открыто разоблачает отца, называя его никем в этом мире «ютьюберов». Как держать себя в руках в такой ситуации, когда с одной стороны на ушко шепчет свои предложения, всячески соблазняя, «дух прошлого», а с другой – требуют вернуться в реальность и принять поражение? Иньяритту следит за героем со всех сторон: внутренне Ригган – супергерой, и его второе «я» ведет беседы с ним, внешне – разведенный стареющий актер без ярких ролей.

Режиссер создает совершенно интимную атмосферу, позволяя оператору «ходить по пятам» за главным героем. Получается легкая иллюзия летящего рядом Бёрдмэна. Благодаря минимальному использованию монтажа и работе камеры в режиме нон-стоп, картина предстает экспериментальной не только в идее, но и в художественном оформлении заданной темы. Совершенно стертая граница между фантазией и реальностью вынуждает главного героя делать самые абсурдные, а с другой стороны самые человечные поступки. Ригган меняется на протяжении всего фильма, и изменения застают его неготовым к переменам: сначала он неуверен в себе, а к концу отказывается разубеждаться в своей правоте, которая толкает его к безумию.

984539

Новая картина мексиканца разнообразна в эмоциональном плане, богата ритмами, движением и жизнью, которыми делится весь актерский ансамбль, экспериментируя со своими ролями. Невероятно измученное от долгих дум лицо Риггана, в исполнении Майкла Китона; выпендрежник, наглец, но одновременно потерянный и ранимый человек Майк Шайтен (Эдвард Нортон); мечтательная Лесли (Наоми Уоттс); бывшая наркоманка и, в то же время, дочь главного героя (Эмма Стоун) и другие.

Фильм – это работающие «шестеренки» в мозгу Риггана, бесконечные раздумья, которые невозможно остановить. Общее настроение героя контрастирует с четкими барабанными ритмами, главными темами фильма, имитирующими то растущий накал страстей, то быструю работу сердца, то грядущий катарсис и итоговое осознание своего «я».

Заявленный драматический контекст рушится при добавлении ирреальных и комических элементов. «Удивительный соблазн заблуждения» настигает Риггана, и он уже парит как птица, легонько отрываясь от земли. А по правую руку на тротуаре паренек играет на барабанах, сопровождая героя, иллюстрируя атмосферу ожидания. Как будто музыка не придумана, а ощутима, возможна в реальном мире. Ригган мыслит абсурдно, так же как Иньяритту смотрит на этот мир. Выбрав в качестве основного места действия бродвейский театр, режиссер всеми силами воссоздает обстановку театрального хаоса. Приглашения от героини Андреа Райзборо пойти за ней звучат в действительности, но потом она исчезает, оставляя камеру статично бродить по бесконечным цветным коридорам, поднимаясь то вверх, то вниз.

934857394

Что делает Ригган, где он и о чем думает? Уставший, бесконечно пребывающий в безвыходной депрессии, сам того не замечая, не в силах покончить со своим прошлым, он приходит к крайним мерам. Но перед этим совершает забег по Таймс-сквер в одних трусах. В конце он смиряется с одиночеством, но и в этом он оказывается неправ. «Дух прошлого» не улетел, главный герой его принял, несколько часов уже как прославленный на весь YouTube, собравший кучу лайков за свою запоминающуюся пробежку. Он не отказывается от Бёрдмэна, он продолжает идти вперед с ним.

Текст: Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ