«Ученик» Кирилла Серебренникова: российская действительность по немецкому образцу

14 октября 2016, 20:14

На экраны выходит новая картина Кирилла Серебренникова — «Ученик». Премьера фильма состоялась на минувшем Каннском кинофестивале в рамках программы «Особый взгляд». Там лента получила приз имени Франсуа Шале — награду, которую обычно вручают фильмам, лучше всего передающим действительность.

По словам жюри, тема в фильме Серебренникова достаточно универсальна — это могло бы случиться где угодно, необязательно в России. Картина основана на пьесе Мариуса фон Майенбурга «Мученик», где поднимаются вопросы о вере и безверии. Кирилл Серебренников переносит действие произведения из немецкой действительности в российскую, в обычную общеобразовательную школу, расположенную где-то в Калининграде.

В центре сюжета — подросток Вениамин, который вдруг, без каких-либо причин, увлекается священным писанием. Теперь он носит с собой только Библию и общается с людьми с помощью цитат из нее. Мать Вениамина не понимает, что происходит, а школьный педсовет и подавно. Тут и начинается конфликт.

Кадр из фильма "Ученик"

Кадр из фильма «Ученик»

«Ученик» — первая картина Серебренникова за четыре года. Все это время его занимал театр, и именно в «Гоголь-центре» он изначально решил попробовать перенести историю фон Майенбурга в российскую действительность. Театрализацию также можно проследить в самом фильме. Серебренников не адаптирует сценарий под киноформат на все 100 %, он оставляет эмоциональные монологи и иллюзорно приглашает актеров на сцену, чтобы те со всей жестикуляцией играли свои роли.

Кадр из фильма "Ученик"

Кадр из фильма «Ученик»

Цитируя Библию, сам Вениамин становится глашатаем. Найдя себе «апостолов», он станет новым пророком. Но в XXI веке и «апостолы» отзываются под стать времени. Девушка, которая попробовала «запретный плод», да друг грешник-гомосексуалист. Поведение главного героя смешивается с реальностью и иллюзией, когда же реальность начинает переходить в оборону, Вениамину не остается ничего, кроме как найти более жесткие меры борьбы с ней. Молодые люди отказываются жить в реальном мире, боясь с ним столкнуться, скрываясь за Священным писанием, придуманными фобиями или разными социальными движениями.

Кадр из фильма "Ученик"

Кадр из фильма «Ученик»

Главный персонаж Серебренникова идет напролом через российскую действительность, используя Священное писание, которое до сих пор имеет сильное влияние на жителей страны. Однако в случае киномира Андрея Звягинцева в фильме «Левиафан» церковь — та же системная машина. Серебренников же видит эту «машину» в самих людях, исключая любые религиозные предпочтения. Шаблонный аппарат, живущий в некоторых людях, которые застряли где-то в 80-х, не оставляет места таким людям, как учительница биологии Елена Львовна, с которой у Вениамина начинается откровенное противостояние.

Кадр из фильма "Ученик"

Кадр из фильма «Ученик»

Главным героем картины становится вовсе не Вениамин, а именно Елена Львовна в исполнении Виктории Исаковой. Ученик всего лишь оказывается образом, добавляя в общую картину больше реализма и подчеркивая ужас сложившейся ситуации, где обыденными стали безверие и бездействие. В то время как подросток ратует за веру в Бога, учительница борется за право остаться на своем месте, быть самой собой. То же самое она пытается навязать молодым ученикам, которые впитывают информацию как губка. Только учительница пользуется этим не в рамках пропаганды, в отличие от директрисы и остального педсостава школы.

Кадр из фильма "Ученик"

Кадр из фильма «Ученик»

Перестает быть бунтарем Вениамин, его поведение все уже воспринимают совершенно нормально — свыкаются, даже поощряют, не ведая, что в голове мальчика появились совершенно не святые мысли. Елена Львовна становится настоящим изгоем в глазах подростка из-за еврейской крови, а в понимании администрации школы просто ненормальной. Верящая в факты и правду, считающая, что поведение любого человека можно объяснить, учительница совершенно теряется в этом «цирке» под названием школа.

Серебренников исследует человеческую беспомощность, которая оказалась под натиском людей, переставших видеть разницу между добром и злом. Вениамин, как представитель нового поколения, представляет собой настоящую опасность, веря во вседозволенность. Ученик — не герой Достоевского, он не понимает слова «жертва», он превозносит себя выше, не замечая, как страдают те, кто стоит рядом с ним.

Кадр из фильма "Ученик"

Кадр из фильма «Ученик»

Елена Львовна теряет рассудок, находясь среди совершенно глухих людей, до которых невозможно достучаться, которые всеми руками пытаются защитить юного Вениамина. Учительнице не остается ничего, кроме как сдаться, но она приковывает себя и кричит, что она останется только так. Потому что не собирается ждать, терпеть и закрывать глаза.

Эта картина, действительно, «лучше всего передает действительность». Здесь встает вопрос о том, что же это за действительность? Люди с характером «маленького человека» послушно делают, то что им велят, другие просто сидят на своем месте и никого не трогают, третьи же конфликтуют с бунтарями. Но, возможно, таких как Елена Львовна на самом деле больше, чем кажется?

 

Текст: Ася Заболоцкая

Сохранить

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ