Интересный ход, испытанный вышедшими ранее фильмами «Смерть в Сети» и «Открытые Окна», которые создавали более динамичную картину за счет комбинированных съемок и оригинального интерфейса, здесь использован на все сто процентов. «Убрать из Друзей» делает несколько уверенных шагов вперед на пути к достижению наибольшей реалистичности виртуальной жизни героя нашего времени: все повествование подчиняется строгим правилам жизни современного пользователя. Интерфейс Facebook и Gmail выглядят как в жизни, картинка в скайпе плохого качества и часто зависает, звук запаздывает или вовсе пропадает на время, а главной героине прежде, чем отправить сообщение, нужно 10 раз его переписать.
Героиня – очаровательная девушка Блейри, которая ведет скайп-конференцию со своими школьными друзьями. Они обсуждают совместные планы и шутят, являя собой ансамбль персонажных штампов, который кочует из одного хоррора в следующий уже не одно поколение. На этот раз к ним присоединился в меру упитанный укурыш-хакер, нужный лишь для того, чтобы в подходящий момент применить свои навыки и взять на себя большую часть шуток.
Кстати, здоровым чувством юмора здесь обладают даже темные силы.
Но веселье подходит к концу, когда к чату подключается призрак их умершей подруги и получает доступ буквально ко всем их устройствам, затевая опасную игру на выживание. События разворачиваются на рабочем столе компьютера с новой скоростью: одно окно сменяет другое, на видео в Skype и IMessage помехи искажают лица героев, а тревожные системные сигналы компьютера пугают и действуют на нервы. Злобный дух жаждет отомстить тому, кто опубликовал скандальное видео с ней, после чего ее психика была разрушена волной ужасных комментов, заставивших ее свести счеты с жизнью. И никому из них она не даст шагу ступить от компьютера, пока не узнает правду. Кибербуллинг 80-го уровня.
Все именно так: в этом фильме гибнут люди, и это показано на экранах скайп-конференции. На лицах героев ясно читается неподдельный ужас, крики не утихают ни на мгновение. Фильм выполняет тяжелейшую задачу на «отлично»: держит внимание зрителя, заставляя его смотреть на рабочий стол компьютера.
Создатели фильма попали в яблочко, выбирая жанр и целевую аудиторию. «Убрать из друзей» адресован молодому поколению активных пользователей, для которых он поднимает проблему кибербуллинга и прямым текстом заявляет: наказание настигнет даже за анонимные действия в Сети. Это постоянно подчеркивается тем, какие конфликты разворачиваются между героями фильма, пока их, запертых в этом тесном цифровом пространстве, стравливают между собой потусторонние силы.
Но выполняется ли задача, поставленная жанром? Удается ли создателям напугать своего зрителя, избрав такой угол наблюдения за героями: сквозь веб-камеры и монитор?
К сожалению, жанр хоррора оказался слишком узким пространством для того, чтобы картина смогла раскрыть свой потенциал до конца.
По сути, фильм напоминает эволюционировавшую версию «Паранормального явления», совмещая элементы фильмов found-footage с виртуальным пространством в реальном времени. Проблема в том, что в данном случае это пространство ограничивает создателей в способах напугать зрителя. А если быть точнее, сводят возможные действия к числу не самых замысловатых – jump-scares при помощи громких звуков и только.
Не зря наиболее успешными в жанре хоррор за последние годы признаны все творения Джеймса Вана (кроме последнего «Форсажа»), недавний хит «Оно» и отчасти первое «Паранормальное явление» — эти картины словно вернулись к истокам и наводят жути, нагнетая атмосферу, погружая зрителя в историю. В «Заклятии» никто даже не погибает, но ужасом в нем пронизана практически каждая сцена.
Каждая смерть в картине «Убрать из друзей» выглядит нелепо, что практически умножает на ноль грамотно выстроенную интригу. Игры, в ходе которых герои раскрывают друг про друга нелицеприятную правду, сильно затянуты, а подробности их взаимоотношений заставляют сопереживать им в последнюю очередь. И это несмотря на то, что все задействованные в картине молодые актеры превосходно исполняют свои роли.
Картина с глубоким психологическим потенциалом мгновенно оборачивается слэшером, в котором остается лишь гадать, в какой последовательности будут гаснуть окна в чате под вопли героинь. Это негативно сказывается на восприятии, что особенно обидно в данном случае, когда создатели прибегнули к новаторскому способу повествования. Выбранный жанр сыграл с ними злую шутку: загнав себя в рамки успешной маркетинговой модели хоррора (которая позволяет использовать в трейлере страшные кадры из интернет-видео, так и не вошедшие в фильм), имеющиеся средства выражения оказались эффективными только в попытке заставить зрителя увидеть на экране свое отражение. Но недостаточными для того, чтобы увиденное на экране заставило вздрогнуть чаще, чем от двух сигналов сообщения IMessage. Этого в жизни и так хватает.