«Убрать из друзей»: компьютерное зеркало души

10 июля 2015, 16:13

На экранах появилась картина режиссера Левана Габриадзе, созданная при продюсерской поддержке Тимура Бекмамбетова. Выглядит «картинка» фильма как компьютерный рабочий стол главной героини по имени Блейри Лили (for god’s sake!). Все полтора часа, которые длится фильм, мы наблюдаем за действиями Блейри: как она открывает окна, обменивается сообщениями в социальных сетях и копается в интернете.

Интересный ход, испытанный вышедшими ранее фильмами «Смерть в Сети» и «Открытые Окна», которые создавали более динамичную картину за счет комбинированных съемок и оригинального интерфейса, здесь использован на все сто процентов. «Убрать из Друзей» делает несколько уверенных шагов вперед на пути к достижению наибольшей реалистичности виртуальной жизни героя нашего времени: все повествование подчиняется строгим правилам жизни современного пользователя. Интерфейс Facebook и Gmail выглядят как в жизни, картинка в скайпе плохого качества и часто зависает, звук запаздывает или вовсе пропадает на время, а главной героине прежде, чем отправить сообщение, нужно 10 раз его переписать.

4356

Кадр из фильма «Убрать из друзей»

Героиня – очаровательная девушка Блейри, которая ведет скайп-конференцию со своими школьными друзьями. Они обсуждают совместные планы и шутят, являя собой ансамбль персонажных штампов, который кочует из одного хоррора в следующий уже не одно поколение. На этот раз к ним присоединился в меру упитанный укурыш-хакер, нужный лишь для того, чтобы в подходящий момент применить свои навыки и взять на себя большую часть шуток.

Кстати, здоровым чувством юмора здесь обладают даже темные силы.

Но веселье подходит к концу, когда к чату подключается призрак их умершей подруги и получает доступ буквально ко всем их устройствам, затевая опасную игру на выживание. События разворачиваются на рабочем столе компьютера с новой скоростью: одно окно сменяет другое, на видео в Skype и IMessage помехи искажают лица героев, а тревожные системные сигналы компьютера пугают и действуют на нервы. Злобный дух жаждет отомстить тому, кто опубликовал скандальное видео с ней, после чего ее психика была разрушена волной ужасных комментов, заставивших ее свести счеты с жизнью. И никому из них она не даст шагу ступить от компьютера, пока не узнает правду. Кибербуллинг 80-го уровня.

25

Кадр из фильма «Убрать из друзей»

Все именно так: в этом фильме гибнут люди, и это показано на экранах скайп-конференции. На лицах героев ясно читается неподдельный ужас, крики не утихают ни на мгновение. Фильм выполняет тяжелейшую задачу на «отлично»: держит внимание зрителя, заставляя его смотреть на рабочий стол компьютера.

Создатели фильма попали в яблочко, выбирая жанр и целевую аудиторию. «Убрать из друзей» адресован молодому поколению активных пользователей, для которых он поднимает проблему кибербуллинга и прямым текстом заявляет: наказание настигнет даже за анонимные действия в Сети. Это постоянно подчеркивается тем, какие конфликты разворачиваются между героями фильма, пока их, запертых в этом тесном цифровом пространстве, стравливают между собой потусторонние силы.

Но выполняется ли задача, поставленная жанром? Удается ли создателям напугать своего зрителя, избрав такой угол наблюдения за героями: сквозь веб-камеры и монитор?

К сожалению, жанр хоррора оказался слишком узким пространством для того, чтобы картина смогла раскрыть свой потенциал до конца.

246

Кадр из фильма «Убрать из друзей»

По сути, фильм напоминает эволюционировавшую версию «Паранормального явления», совмещая элементы фильмов found-footage с виртуальным пространством в реальном времени. Проблема в том, что в данном случае это пространство ограничивает создателей в способах напугать зрителя. А если быть точнее, сводят возможные действия к числу не самых замысловатых – jump-scares при помощи громких звуков и только.

Не зря наиболее успешными в жанре хоррор за последние годы признаны все творения Джеймса Вана (кроме последнего «Форсажа»), недавний хит «Оно» и отчасти первое «Паранормальное явление» — эти картины словно вернулись к истокам и наводят жути, нагнетая атмосферу, погружая зрителя в историю. В «Заклятии» никто даже не погибает, но ужасом в нем пронизана практически каждая сцена.

Каждая смерть в картине «Убрать из друзей» выглядит нелепо, что практически умножает на ноль грамотно выстроенную интригу. Игры, в ходе которых герои раскрывают друг про друга нелицеприятную правду, сильно затянуты, а подробности их взаимоотношений заставляют сопереживать им в последнюю очередь. И это несмотря на то, что все задействованные в картине молодые актеры превосходно исполняют свои роли.

936

Кадр из фильма «Убрать из друзей»

Картина с глубоким психологическим потенциалом мгновенно оборачивается слэшером, в котором остается лишь гадать, в какой последовательности будут гаснуть окна в чате под вопли героинь. Это негативно сказывается на восприятии, что особенно обидно в данном случае, когда создатели прибегнули к новаторскому способу повествования. Выбранный жанр сыграл с ними злую шутку: загнав себя в рамки успешной маркетинговой модели хоррора (которая позволяет использовать в трейлере страшные кадры из интернет-видео, так и не вошедшие в фильм), имеющиеся средства выражения оказались эффективными только в попытке заставить зрителя увидеть на экране свое отражение. Но недостаточными для того, чтобы увиденное на экране заставило вздрогнуть чаще, чем от двух сигналов сообщения IMessage. Этого в жизни и так хватает.

Текст: Антуан Гомкцян

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ