Смотр не отличался ретроспективами выдающихся режиссеров, которые бы шли параллельно со всеми остальными фильмами, как это было в прошлом году с Майком Ли. Пожалуй, раз уж это не юбилейный год фестиваля, то можно и расслабиться. Однако CoolСonnections оказались другого мнения и сделали упор на фестивальное кино прошлого года.
Фаворитом фестиваля стала драма греческого режиссер Йоргоса Лантимоса «Лобстер», которая была представлена в Каннах в этом году. Назвать этот фильм британским можно только по наличию некоторых актеров, например, Рейчел Вайс, Колина Фаррелла и Бена Уишоу и определенной локации. Ажиотаж также вызвала «Леди в фургоне», образ которой воплотила Мэгги Смит в новом фильме Николаса Хайтнера, известного по фильму «Любители истории». Третьим фаворитом стал нашумевший «Мистер Холмс» Билла Кондона с Иеном Маккеленном в главной роли, представленный на Берлинском кинофестивале этого года. Примерами британской актерской школы предстал дуэт из Тома Кортни и Шарлотты Рэмплинг в фильме «45 лет» Эндрю Хэя, за который они получили «Серебряных медведей» на Берлинском кинофестивале этого года. «365» предлагает взглянуть на фестиваль с иной стороны, а именно осветить запоминающиеся фильмы, которым досталось меньше зрительского внимания в этом году.
Пока все гадают, какой будет рождественская серия «Шерлока» с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фриманом, Билл Кондон снимает свою версию об известном сыщике, помогая исполнить заветную мечту самого Иена Маккеленна (тот в свою очередь мечтал сыграть Шерлока Холмса).
В центре сюжета нераскрытое дело Холмса. Считая, что Ватсон наврал в своих рассказах, Шерлок собирается рассказать правду. Только сыщик уже на пенсии, и с каждым днем у него еще больше провалов в памяти.
Картина не богата приключениями. У кого действительно насыщенная жизнь, так это у пчел, за которыми следит Холмс и маленький мальчик (сын его сиделки). Сыщик занимается расследованием тотальной смерти половины улья — единственное развлечение на пенсии. Вспоминая свое последнее дело, он пытается понять, почему Ватсон написал совершенно иную историю, а тот, в свою очередь, быстро ее забыл.
Режиссер делает картину достаточно философскую, разбавляя ее британским юмором и неким цинизмом самого Шерлока Холмса. Таким образом, сыщик предстает в отчаянии. Билл Кондон акцентирует внимание, что все смотрят на главного героя со стороны как на известного детектива. Однако он уже какой десяток лет забросил это дело. Картина предстает совершенно безвкусной по сравнению с современными экранизациями Шерлока. Однако кинолента построена именно как «рассуждение на тему», что ставит фильм выше перечисленных.
Билл Кондон, создавая картину о Шерлоке Холмсе, сделал ее одной из самых сложных, потому что до Шерлока Холмса, наконец-то, доходит, где он всегда делал ошибку. Логика и чувства затмевают друг друга.
Британское кино сильно отличается от американского, несмотря на бесконечную зависимость от него за все существование кинематографа. Любят же выделять ирландское кино отдельно от британского. Об ином подумал режиссер Джон Краули в своей новой независимой картине «Бруклин».
Молодая ирландская девушка Айлиш покидает свою родную страну и уезжает в Америку, так как ее сестра ей всегда желала лучшей жизни и нашла ей там работу. История о том, как девушка из «деревушки» приезжает в совершенно иной мир и пытается понять, где ее дом.
В английском языке есть интересное различие между словами «home» и «house». «Home» называют «обетованный» дом, принявший человека, а «house» остается «house’ом» или же «apartment» — местом, куда просто приходят переночевать. Айлиш тоже не знает, где ее «home», потому что Америка предстает для нее сплошным «house’ом», хотя в районе, где она живет, достаточно много ирландцев. Поначалу героиня пытается не выходить из привычного ей мира, но потом она встречает молодого человека итальянских корней и влюбляется.
Джон Краули расслабил все рамки непонимания во всей этой трансатлантической истории. Он уподобился «смастерить» абсолютно британскую картинку по своей стилистике с американской историей, но с ирландским духом. Затрагивая извечные проблемы безработицы в Ирландии XX века и массовой иммиграции ирландского народа в Америку, режиссер оставляет место для мелодрамы со всеми реалистическими прелестями. А где лучше жить — в Америке или в Ирландии — об этом с радостью расскажет Кен Лоуч в своих фильмах.
Американский соул сильно повлиял на британскую молодежь 70-х. Это еще не поколение «рейверов», но и не «Бархатная золотая жила». Скорее всего, именно об «оккупировании» Великобритании соул-музыкой снято очень мало картин. Дебютный фильм Илэйн Константин рассказывает о преддверии диско с очень глубоким реализмом, но не забывает и о романтике.
Это не «Круглосуточные тусовщики» Майкла Уинтерботтона, это не «Гордость» Мэттью Уорчеса и даже не «На игле» Дэнни Бойла. Однако все эти фильмы объединяет одно – желание как можно правдоподобно передать дух эпохи.
Илэйн Константин играет с жанром, развивая обычную драму с помощью элементов триллера и романтического подтекста. Однако главную роль здесь все равно играет музыка и ее значение в жизни людей. За последние годы никто так четко не отождествлял счастье с прослушиванием музыки. Герои чувствуют именно эту эйфорию с первых нот любимых треков и взрывают танцпол. Следом такой же эффект будет воспроизводить именно диско, а после рейв.
Наркотики, полиция, оружие, проблема «отцов и детей» — все это играет фоном и рушит планы главным героям, но никогда не мешает силе музыки.
Актерский «перфоманс» Дэмиэна Льюиса задает тон сразу с первых кадров картины. Аккуратный бесшумный и мыслящий пролог предвещает огромную бурю, которую способен разразить герой Льюиса.
Если бы католический фанатик-священник из фильма Кена Лоуча «Зал Джимми», которого сыграл Джим Нортон, был главным героем, то его черты были бы именно в персонаже Дэмиэна Льюиса. Сколько потерянных надежд и жизней во времена религиозных конфликтов было в Великобритании и Ирландии. Дебютантка-режиссер Коринна МакФарлэйн дает свою оценку всем происшествиям именно в образе этого священника, который живет вдалеке от цивилизации на Гебридских островах со своей женой (Андреа Райзборо).
Это не «тихий шторм», а настоящий накал страстей. Двум английским актерам удалось добиться такой химии, чтобы профессионализм другого никого не затмевал. Так Льюис отстаивает мужскую сторону, а Райзборо женскую. И именно из-за этого создается впечатление, что режиссером картины является все-таки женщина. Четкое и невинное деление людей на мужчин и женщин, а главное — на их психологии. Так же делится и религия в этом фильме: он верит в Бога, она верит в природу. На уровне внешнего конфликта образуется внутренний и разрешается только любовным треугольником на фоне кельтских пейзажей.
Дебютный фильм актера Крэйга Робертса, известного всем по роли потерянного подростка-неудачника в картине «Субмарина» Ричарда Айоади запоминается исключительно стилистически, но не драматургически.
В центре сюжета — все тот же подросток-неудачник, но немного повзрослевший. С родителями он ссорится реже, иногда заставая их врасплох своими короткими фразами наподобие «Лучше бы сестра умерла», которые сопровождает абсолютно каменное и пустое лицо. Дни он проводит в кинотеатре при просмотре одного и того же фильма или выгуливает собаку, которая является единственным его другом. Но тут в соседний дом переезжает американец (Эмиль Хирш).
Картина изначально построена довольно комически: скудный дом, падает калитка, стены без обоев, одно и то же выражение лиц у родителей. Мир, по мнению Робертса, абсолютно пластиковый, как же и его герой, пока не встречает американца, который доказывает ему, что он чего-то стоит.
Тут и начинается триллер, вдохновленный Дэвидом Линчем, Дэнни Бойлом и стилем «Субмарины». Как можно чаще Робертс пытается намекнуть на ирреальный подтекст. Все сильнее он делает «американского друга» слишком загадочным, а главного героя более трагичным и несчастным. Молодой режиссер так и играет с монтажом, запутывая зрителя и самого себя, уже совершенно не понимая где правда, а где ложь. Фильм получается достаточно «хипстерским» и с «попсовым» в повествовании, но очень интересным для поколения.
Изначально задуманная как театральная драма, эта картина о людях, которые разыгрывают различные сценарии при возможном чрезвычайном положении (как, например, ядерная война), находит свое место именно на большом экране. В силу нынешних событий это один из актуальных фильмов фестиваля.
Кинолента не оставляет свой театральный дух и помещает своих героев в одно-единственное пространство — кабинет, где, как в фильме «12 разгневанных мужчин», они решают не судьбу человека, а целой страны. Легкая композиция сталкивается со сложной локацией, и только актеры в силах ее вытянуть. Именно это они и делают. Срасти кипят исключительно в одной комнате, крупные планы «рассерженных людей», которые пытаются доказать свою правоту, взрывают всех.
Однако у каждого человека найдется собственная внутренняя «камерная» драма. Как можно решать серьезные проблемы страны, если сама душа неспокойна из-за личных факторов. Как хорошо отключать их, как делает это персонаж Бена Чаплина, который в этом сценарии изображает премьер-министра. Но не все свободны и могут удариться в слезы, как героиня Фиби Фокс.
Другая точка зрения, которая, с одной стороны, сильно критикует положение Великобритании во внешней политике, а с другой стороны, вроде поощряет. Но точно, что такого «открытого» мнения на экране не было за последние годы.
Естественно под конец фестиваля после недельных дум над фестивальным и независимым кино лучше оставить самое светлое, чтобы не выйти из кинотеатра с апатией. Давно британское кино не отличается яркостью в своем реализме. Если же картинка реалистичная, то и краски, и настрой должны быть соответственными. Фестиваль художественных фильмов завершает новая картина Джеймса Эрскина, по своему пафосу абсолютно ирландская.
В центре сюжета — история сборной Северной Ирландии по футболу, тренером которой в 80-е годы был Билли Бингем (Джон Ханна). История о том, как сборной удалось попасть на два чемпионата подряд (в 1982 году в Испании и в 1986 году в Мексике).
В то время, как страна была в глубоком религиозном конфликте между протестантами и католиками, Белфаст стал полем боя. Ирландцы вовсю хотели покоя, и многие из них свою одержимость футболом пытались включить как обязательное времяпровождение в свой досуг.
Джеймс Эрскин показывает всеобщий хаос в стране и на чемпионате через глаза маленького мальчика, его родителей, самой сборной и их тренера. Именно через футболистов он показывает, что перед игрой они идут молиться именно в католическую церковь (та была ближайшей), и их не волнует, какого вероисповедания их сосед по полю. Бог один и все едины. Странное объяснение и оценка режиссера, показанные через футбольный матч. Массовый ажиотаж вокруг него делает фильм как можно больше домашним, мелодраматичным с наивной верой, что когда-нибудь Северная Ирландия снова победит испанскую сборную. Главное — верить!