Мы все дождались. Кто-то ждал этого десять лет с того момента, как с экрана прозвучал первый респираторный вздох. Кто-то ждал этого 35 лет, с болью наблюдая, как заданная пятым эпизодом («Империя наносит ответный удар») планка опускается все ниже и ниже. Кто-то не ждал этого вовсе, потому как не мог отличить Джанго Фетта от Бобы Фетта, что не удивительно – ведь на экране взрослые люди бегают с разноцветными светящимися палками и разговаривают с куклами.
Но вне всяких сомнений, можно быть уверенным, что кинематографическое Третье Пришествие не оставит равнодушным никого из этих трех категорий зрителей, потому что на этот раз случай уникальный со всех сторон, с какой на него ни взгляни.
2015 год оказался весьма любопытным на предмет большого количества продолжений, перезапусков и их причудливых гибридов, каждый из которых справился со своей задачей в лучшем случае на «удовлетворительно».
«Мир Юрского периода» настолько старательно и бесстыдно копипастил оригинал Стивена Спилберга, что от его внимания ускользнула его же собственная непрошибаемая тупость. По этому показателю он не уступает разве что «Терминатору: Генезису», который, хочется верить, непроизвольно совершил жуткое надругательство над всей серией, вплетясь в хронологию так, что событий первых двух частей больше нет вовсе. «Спектру» нечаянно повезло: являясь по содержанию вторым «Квантом Милосердия» восприятие зрителей было спасено только благодаря фанатичному следованию классическим канонам серии, которые окончательно оформились к концу квадрологии Дэниела Крэйга. И только «Пробуждение Силы» сумело с ловкостью джедая балансировать на тонкой нити между фан-сервисом и свежим взглядом на старую историю.
История «Пробуждения Силы» разворачивается спустя 30 лет после событий «Возвращения джедая». Несмотря на уничтожение второй «Звезды Смерти» и падение Имперского режима, гражданская война в Галактике продолжается. На этот раз войска окрепшего Альянса Сопротивления ведут борьбу против «Первого Ордена» — политической и военной организации, собранной из раздробленных остатков Галактической Империи. Его приоритетной задачей является обнаружение Люка Скайуокера – последнего джедая, который отправился в отшельничество после трагичных событий, вокруг которых строится основная интрига фильма: кто же такой таинственный Кайло Рен, равняющийся в своей жестокости и могуществе не на кого-то, а на самого Дарта Вейдера?
Последний заслуживает отдельного внимания, так как он без сомнений является одним из ключевых элементов, которые были жизненно необходимы вселенной «Звездных войн» — харизматичным и замотивированным злодеем, который выполняет в фильме роль значительно большую, чем очередная «злобная экспозиция с красным мечом». Без преувеличений его можно заслуженно назвать самым крутым злодеем киновселенной последних лет, за что сыгравшему его Адаму Драйверу хочется сказать большое человеческое спасибо.
Для воскрешения франшизы о кандидатуре лучшей, чем Дж. Дж. Абрамс и нельзя было мечтать: то, во что 45-летний режиссер превратил «Стартрек», застолбило за ним безупречную репутацию. Он знает, как взять классическую мелодию, переконвертировать ее в цифровой формат и вывести на супер-современный усилитель, но заставить звучать чисто и с характерным треском, как на виниловой пластинке. Вселенная «Звездных войн» досталась ему именно в том виде, в котором ее возможно было построить 30 лет назад – грязный, ржавый, угловатый, во многом напоминающий сюрреалистический сон космический вестерн. Но теперь этот мир снят с нетипичных для вселенной ракурсов, и в рамках живописных планов оператора Дэниела Миндела, некогда создавшего неповторимый облик для ленты «Миссия невыполнима 3» и обоих серий о приключениях команды Энтерпрайза. Перед нами в гиперпространстве проносится «Тысячелетний Сокол», а пилот По Даверман за штурвалом X-Wing нещадно сбивает имперские истребители – и все это происходит в динамике, затыкающей за пояс все космические бои предыдущих частей вместе взятых. В кадре появляются знакомые лица из классической трилогии, но их больше не узнать, а отношения между ними складываются так, что впору задаться вопросом: «Я что-то пропустил?»
На фоне древних декораций, погребенных в песке времени, разворачивается история нового поколения героев, за которыми интересно наблюдать и которые заставляют сильно переживать.
Штурмовик-дезертир Финн в исполнении Джона Бойеги с самого начала разочаровывается в неблагодарной профессии палача в сверкающих доспехах и стремится применить свои навыки идеального солдата в борьбе за идеалы несколько более возвышенные. Но есть одна проблема: он добродушный парень, который внезапно осознал, что не убийца, при этом ничего, кроме как убивать, он не умеет.
Кстати с убийствами у фильма все в полном порядке: они происходят чаще, чем в любой другой серии франшизы, иной раз даже не брезгуя откровенной чисткой мирного населения. Стоит отметить, что в последний раз в диснеевском фильме геноцид встречался в фильме «Трон: Наследие» в 2010-м году – менее удачной попытке вдохнуть новую жизнь в классику высокотехнологичного фэнтези.
Вскоре Финн знакомится с Рэй, которая вынуждена разбирать имперские крейсеры на металлолом и продавать его за гроши. Она обнаруживает в себе навыки пилота и механика, которым позавидовали бы Хан Соло и Чубакка. И этот персонаж, который наверняка станет самым запоминающимся во всем фильме, еще полон сюрпризов.
Не только эти двое наделены широким набором функций, которые двигают историю вперед. Картина может похвастаться агрессивной и немного безумной динамикой, которую в этой Галактике мы имеем честь наблюдать впервые. Она подчеркивается изобретательным экшеном, который к третьему акту разгоняется настолько, что в некоторых моментах забывает взглянуть в зеркало заднего вида и увидеть едва поспевающую за ним логику повествования, что, в свою очередь, зритель простит создателям моментально. И самое главное: история лишилась глобальной предсказуемости, которая была протянута сквозь все приквелы и портила впечатление от их просмотра – ведь все и так знали, чем все это закончится, и предлагалось лишь взглянуть, как именно. Теперь же зрители посреди незнакомой территории, в которой перед лицом новой угрозы на стороне добра будут сражаться герои, которых мы едва знаем, и пришедшие сюда из мест столь же неожиданных, как кабак «Кантина» в Мос Айсли.
В фильме присутствует несколько неожиданных поворотов, но они преподносятся без лишнего пафоса и нагнетания таинственности. Они идеально служат истории, двигая ее вперед и закладывая фундамент для бесчисленных конфликтов в продолжениях новой трилогии.
Когда они и последующие главы новой современной сказки будут появляться из-под диснеевского конвейера, непременно старые герои сделают то, что должны делать в любой истории и исправно делали в этой – рано или поздно они нас покинут. Как сильно мы будем кричать, когда это будет происходить, зависит от того, как именно они уйдут, но это нам покажет время. Впрочем, в остальном можно быть спокойным: песочные часы величайшей космической саги перевернуты, и наши взгляды направлены в будущее. А если верить словам незабвенного Йоды, будущее туманно.