«Тренер»: стал ли режиссерский дебют Козловского комом?

16 апреля 2018, 00:51

Вряд ли в нашей стране можно найти более популярный у россиян вид спорта, чем футбол. Разве что хоккей с биатлоном пытаются напомнить о себе в период олимпиад и чемпионатов мира. Не удивительно, что к фильмам о футболе у российских зрителей высокие требования. Поэтому вышедшему на экраны 19 апреля «Тренеру» Данилы Козловского придется ощутить на себе все тяготы фанатской любви.

К тому же, «Тренера», без сомнения, ждут сравнения как с «Легендой № 17» с тем же Козловским в главной роли, так и с недавно отгремевшим «Движением вверх». Правда, сравнение будет не совсем уместным. Потому что новый фильм Козловского не совсем о спорте, он о человеке, драма которого изображена на фоне популярной игры с мячом.

Кадр из фильма «Тренер»

После просмотра «Тренера» вас не будет трясти от неожиданно вспыхнувшего в душе патриотизма и чувства гордости за свою страну, как после выше названных фильмов. Все совсем наоборот. Здесь вам покажут все наши футбольные грешки, начиная от покупных матчей и продажных судей, и, заканчивая циничными чиновниками и пустыми стадионами, на которые приходят лишь агрессивные болельщики с напрочь отсутствующей культурой боления за любимую команду. Не удивительно, что когда героиня Ирины Горбачевой платит арбитру, чтобы уравновесить шансы на справедливую игру, ведь соперники судье уже заплатили, вы испытываете лишь одно чувство – стыд за наш уже давно потерявший репутацию спорт.

Также в «Тренере» показан удивительно правдоподобный и живой главный герой. Да, Юрий Столешников в исполнении Козловского не то, чтобы просто не идеален, он скорее неприятен в своей излишней реалистичности. Распсиховавшись после незабитого пенальти в матче со сборной Румынии, он устраивает драку, за которую его дисквалифицируют, а напоследок и вовсе одаривает трибуны парочкой неприличных жестов. Затем, лишившись всех шансов на красивое завершение футбольной карьеры, отправляется тренировать клуб «Метеор», который недавно вышел в ФНЛ, чем уже прыгнул выше головы. Большего от «Метеора» никто и не требует. Мэру города проще распродать перспективных игроков, чтобы как-то подправить бюджет, футболистам легче «слить» договорной матч, чтобы получить денежное поощрение, а болельщикам итак хорошо, ведь есть за что команду ругать за кружкой пива в баре. Но Столешников решает со свойственным ему столичным размахом изменить подход к футболу в городе, чтобы реабилитироваться за свои прежние ошибки.

Казалось бы, сюжет фильма типичен до невозможности. В Голливуде таких снимали множество, и еще столько же снимут. Герой, который все потерял, находит в себе силы, чтобы вновь заявить о себе. Конечно, на пути ему встречаются преграды. В «Тренере» их предостаточно. Также в процессе герой обязательно находит любовь, а в конце после всевозможных драматических перипетий, трибуны взрываются овациями и рукоплещут герою-победителю. История стара как мир, и Козловский не первый, кто все это придумал.

Тут скорее важны методы, с помощью которых герой добивается успеха. В фильме они звучат как решение всех насущных футбольных вопросов. Игроки не понимают и не поддерживают тренера? – Пусть бегают по полю, обернутые целлофаном, или катают связки покрышек. Тренер не так хорошо разбирается в тренировочных задачах? – Возьмем второго тренера, который знает футболистов как облупленных. Судья принимает на поле решения против твоей команды? – Подсторожим его в подтрибунном помещении.

Так, постепенно «Метеор» превращается из серой мышки в команду, о которой говорят все, даже гранды европейского футбола. И все бы хорошо, только вот есть в фильме несколько недожатых или недоделанных в сценарном и режиссерском плане моментов.

Кадр из фильма «Тренер»

Первое, конечно, то, что футбол – все же командная игра. Поэтому даже с учетом того, что «Тренер», в первую очередь, фильм о тренере Столешникове, сбрасывать со счетов игроков команды не стоит. А тут получилось так, что после двухчасовой картины из игроков команды мы помним только подающего надежды Зуева, капитана Масаню и Дмитрия Сычева с Аланом Гатаговым (если вы смотрели когда-нибудь игры РФПЛ). Согласитесь, сложно болеть за команду, игроков которой нам не раскрыли.

Второе – непонятная и, кажется, совсем не нужная любовная линия, которая не особо двигает сюжет, а вот времени занимает немало. Если бы любовь вдохновляла Столешникова на подвиги, то тут все понятно, вопросов бы не было. Только вот возлюбленная героя Варя имеет мало отношения к победам «Метеора», если не считать, что она медицинский специалист клуба.

И третье – линия с футбольными фанатами. В то, что российские фанаты так проникновенно могут петь «Последнюю поэму» из советского кинофильма «Вам и не снилось», верится с трудом. Да и группа Александра Ильина-младшего «План Ломоносова» легко бы справилась с чем-то более провокационным.

Правда, неудачи картины всеми силами пытаются скрасить саундтреки, которые вы будете узнавать с первой ноты: «Way down we go» Kaleo, «Believer» Imagine Dragons и, конечно, классика в лице Frankа Sinatra и группы ДДТ.

Украшают фильм и удачный подбор актеров на большинство ролей. Андрей Смоляков в очередной раз справился с ролью отца, воспитавшего сына-спортсмена с непростой карьерой (в фильме «Чемпионы» он играл Николая Круглова-старшего). Также, несмотря на небольшой отрезок экранного времени, зрителям запомнятся Александр и Владимир Ильины, Ирина Горбачева и Виктор Вержбицкий.

Местами запомнится даже футбол, хотя игра в фильме не поразит вас финтами Месси или Роналду. Да и с операторские решения иногда вводят в ступор. Хотя тут нужно сказать, что для команды, снимающей спорт без западных помощников с большим стажем, Данила Козловский и Федор Лясс справились неплохо.

Камера местами трясется или приближается слишком близко, но уверяю, что вы все равно будете болеть против «Спартака», даже если в жизни вы ярый болельщик этой команды. В этом и есть прелесть кино. В том, что на фоне обычного российского городка можно снять эмоциональную, пусть даже местами затянутую и с шероховатостями, но с правильным посылом и без лишнего пафоса драму про историю спортсмена, влюбленного в самую популярную игру с мячом в мире. Может, в преддверии чемпионата мира, именно такой футбол нам и нужен – футбол на грани.

Текст: Полина Михайлова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ