Тимоти Сполл – человек Майка Ли

27 февраля 2015, 08:34

Сегодня Тимоти Споллу исполняется 58 лет, в мае прошлого года он был удостоен награды как лучший актер на Каннском кинофестивале за исполнение главной роли в байопике «Уильям Тернер» Майка Ли. Это уже не первая совместная работа актера и режиссера. Сегодня я предлагаю проанализировать появления актера в фильмах «Сладости жизни» (1990), «Тайны и ложь» (1996) и «Уильям Тернер» (2014).

Тимоти Сполл стал популярен после роли Петтигрю в экранизации серии романов о Гарри Поттере. Безобразной внешности «существо» с безнравственными идеями и мыслями – этот образ невозможно соотнести с тем, что требует от актера британец Майк Ли, именно он подарил Тимоти Споллу первую настоящую главную роль в картине «Тайна и ложь», которая впоследствии получила главный приз на Каннском кинофестивале в 1996 году.

Майк Ли является продолжателем кинематографа социального реализма, который был распространен во времена «новой волны» в 50-60-е годы в Великобритании, однако он предстает более лириком, чем прозаиком. Поэтому в его картинах присутствует некая «поэтичность», несмотря на степень пессимистичности в каждой из них. Все дело в работе над сценарием и четкой актерской игре.

Режиссер позволяет актерам импровизировать, чтобы добиться точной обыденности, которой он желает достичь во время создания картины. Он общается с артистами лично с глазу на глаз, набрасывая этюды, и просит играть, иногда записывая какие-то  реплики. Только после встреч с артистами, Майк Ли остается наедине с собой и пишет полноценный сценарий со всеми импровизированными сценами. Это уникальная работа между режиссером и артистом, которые немногословно, по одному взгляду должны понимать друг друга, понимать, как нужно сыграть сейчас; схожие отношения могут быть только с оператором или композитором.

Одним из таких «своих» людей для Майка Ли оказался Тимоти Сполл. Сам по себе болтливый и  открытый,  который действительно понравится прямолинейному, строгому и тревожному режиссеру. Майк Ли потом  признается:

«Есть одна такая вещь в Тиме – он свободный, легкий на подъем».

Таким образом, люди с разными жизненными позициями, как + и , в который раз создают британский шедевр уходящего социального реализма.

«Сладости жизни», 1990

5pa2oxw4njmt

В картине повествуется об обычной семье среднего класса, муж и жена Вэнди (Элисон Стэдмен) и Энди (Джим Бродбент) живут себе с двумя невозможными дочерьми Натали (Клер Скиннер) и Никола (Джейн Хоррокс). Периодически «захаживает» пьяный друг главы семейства (Стивен Ри) и во всем уверенный парень Обри (Тимоти Сполл). Повествование полное обыденности отношений, мелких драм, рутинных скандалах, искренней любви и всего того, что можно встретить в обычной жизни.

Тимоти Споллу досталась не главная роль, но одна из запоминающихся и такая же колоритная, как постоянный «пошлый» смех Вэнди, который с первых кадров врезается надолго и начинает резать слух.

Появляется герой Сполла на машине без верха, камера наблюдает за ним через окно, слегка слышно мотор машины. Обри за рулем в темных защитных очках и кепочке, вылезает из средства передвижения, переступая дверь, так как она сломана, и её невозможно открыть. Герой Сполла предстает модным молодым человеком в спортивных штанах, серебристой куртке «бомбере», такое чувство, что он только ушел от какой-то рейв-пати, которая проходила в местном клубе. Его персонажа можно только сравнить с героем Ника Фроста из сериала «Долбанутые» в сцене, когда все действующие лица ситкома пошли «потусячить». Обри достает из машины ананас.

Его встречает Никола, странная, слегка больная молодая девушка. Сперва спутав ее с сестрой, здороваясь, Обри говорит, что принес ананас. Никола не понимает для чего, а тот признается, что для ее мамы, и добавляет слово-паразит «понимаешь», в английском варианте «you know». Это выражение будет преследовать главного героя весь фильм, во всех ситуациях, как и немного скомканная речь, будто сам герой не может полностью открыть рот или жует кусок мяса во время диалога.

04b4d4c7acca

Никола приглашает войти. Обри искренне благодарит, что является одной из отличительных черт его персонажа, неконтролируемая чувствительность: то это просто приглашение войти или же обычная подаренная открытка, а еще хуже непредвиденная беда, которая рушит все планы. Обри заторможен, будто взрослый ребенок. Так же искренне поблагодарив Николу за предложение присесть, он садится и меняет свои солнцезащитные очки на обычные, но в красной оправе, глазами рассматривая комнату и теребя в руках ананас.

Один из ярких образов второстепенных ролей ранней карьеры Тимоти Сполла, который впоследствии развивается по-своему и потом напросто забывается режиссером, как и самими персонажами.

«Тайны и ложь», 1996

c0d5cf861891d5a413e4a1776f52e07de4a99605

В киноленте рассказывается о семье, у которой больше тайн, чем правды: каждый хранит в себе секрет и не считает нужным даже поделиться им со своим родным братом или сестрой. Так Гортензия решает найти свою биологическую мать. Параллельно выстраивается ее образ, ее взаимоотношение с семьей и ее роль в ней.

На этот раз Тимоти Сполл играет главную мужскую роль, а именно брата главной героини, который выглядит посредником в этой истории. Он проводит одного персонажа к другому, являя собой единственную анализирующую часть картины. Впервые в кадре он предстает заинтересованным в своей работе, а именно в фотографии. Ему надо красиво сфотографировать невесту, он выстраивает образ, позу и просит улыбаться. Даже сам Майк Ли настоятельно требовал от Тимоти Сполла самостоятельно научится фотографировать.

Он просит улыбаться, как все фотографы, он шутит, говорит ласковые слова, пытается воодушевить их, сделать их счастливыми. Солидный мужчина творческой профессии, которая приносит немалые деньги. Когда сравниваешь его с Обри, появляется ощущение, что все у него под контролем со стороны, но внутренне они все неспокойны. Герой Сполла молчит весь фильм, но в конце «выстреливает» своими эмоциями, разоблачая каждого.

«Уильям Тернер», 2014

239267

Если британское достояние в качестве режиссера снимет такого же статуса актера в фильме про британское сокровище, например, про художника, то получится, несомненно, шедевр. В сущности картину о последних 25 годах жизни известного романтика от живописи Уильяма Тернера давно нарекли лучшей британской картиной уходящего года. Она благополучно была проигнорировала национальной кинопремией, зато Сполл был награжден Каннским кинофестивалем и Европейской академией.

Первым требованием Майка Ли к Споллу было «научиться рисовать». Далее Тимоти Сполл шутил:

«Очевидно, я не мог рисовать как Уильям Тернер, я мог рисовать только так, когда ему было, например, девять. Если вы посмотрите на эти работы, то они действительно хороши. Однако Майк хотел, чтобы это выглядело, как будто я держал кисть для рисования с двух лет отроду».

Камера снимает его со стороны: черная точка, мужчина в шляпе на фоне красно-синего неба, стоящий посреди яркой травы и только изредка поднимающий голову. От общего плана переходят к среднему, предстает сам Уильям Тернер в исполнении Сполла, серьезный, с какой-то даже ворчливой гримасой, делая наброски в своем блокноте. Совершенно безобразный крупный план лица.

В течение фильма Тернер будет кряхтеть, издавать различные междометия, щуриться и ворчать – быть совершенно неприятным человеком. Это именно то, чего пытался достичь Ли, он хотел показать художника реальным, а не таким каким все его хотят видеть, он показал творческий процесс Тернера, его взлеты и падения, пропитанные болью и страданиями, необходимой драмой и трагедией, показать бытовую реальность известной личности.

Который раз «Оскар» игнорирует лауреатов престижных мировых премий, однако никто не украдет права считать, что это лучшая роль в карьере британского артиста и фильм в творчестве режиссера.

Текст: Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ